РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В связи с распространением пандемии COVID-19 очные образовательные мероприятия и занятия были переведены в дистанционный формат, поэтому традиционную II Всероссийскую олимпиаду с международным участием по терапии также провели заочно 26-28 апреля 2021 года. Этот формат обеспечил возможность участия в ней 759 студентов и ординаторов из 82 образовательных и научных организаций России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Белоруссии. В настоящей статье проведен анализ проведенной олимпиады с целью изучения возможности оценки профессиональных компетенций с применением дистанционных технологий у обучающихся 4-6 курсов и ординаторов терапевтического профиля. В качестве инструментов оценки сформированности компетенций использовались: тестирование знаний с помощью электронной платформы дистанционного тестирования и оценка практических навыков с использованием компьютерного экранного симулятора Body Interact. Анализ результатов показал, что банк тестовых заданий и клинических кейсов валиден, надежен, и может использоваться для оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам специалитета и ординатуры терапевтического профиля.
Представлен опыт использования интерактивного приложения «Академикс3D» в условиях пандемии COVID-19 в обучении студентов лечебного факультета. Виртуальные технологии дают возможность оптимально распределить этапность освоения и лимит времени практических навыков в профессиональной подготовке врачей. Проведённый анализ показал значимость, перспективы и пути повышения эффективности использования симуляционных технологий в процессе подготовки медицинских специалистов.
ТЕЗИСЫ
В данной работе доказывается эффективность работы реанимационной команды при правильно построенном обучении лидера. Особенно результативными получаются симуляционные тренинги, когда лидер и члены реанимационной команды обладают обширной базой теоретических знаний.
В статье подтверждается необходимость использования симуляционного обучения при отработке навыков интернами в педиатрии и неонатологии.
В статье доказывается необходимость использования симуляционного оборудования при отработке навыка родовспоможения в тазовом предлежании.
Более 5 млн человек во всём мире ежегодно погибают от тяжёлых травм и их осложнений, среди которых на первом месте находится массивная кровопотеря. Введение практических занятий для обучения остановки массивных кровотечений с использованием тренажёров и современных средств, позволит не только улучшить качество оказания помощи на догоспитальном и раннем госпитальном этапах, но и значительно улучшить процесс всего симуляционного обучения.
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) привнесла значимые изменения в процесс обучения, в частности, в процесс непрерывного медицинского образования. Применение методик дистанционного образования существенно помогло снизить рост уровня заболеваемости, способствовало реализации учебных программ в полном объёме.
В связи с увеличением доли вакцинированного населения возможен процесс перехода учебного процесса в очный режим. Но для сохранения благоприятной эпидемиологической ситуации некоторая часть образовательного процесса может оставаться в дистанционной форме.
В статье представлены результаты, достигнутые в процессе обучения специалистов среднего медицинского звена медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы по дополнительной программе повышения квалификации «Организация ухода за пациентами с COVID-19 в условиях стационара».
Обучение и оценка коммуникативных навыков требует подходов, отличных от подходов к преподаванию клинических дисциплин. Задача состоит в том, чтобы формальное обучение этим навыкам превратить в систематическое и целенаправленно организованное, органично интегрировать обучение коммуникативным навыкам с клиническим обучением. Рассматриваются барьеры на пути обучения коммуникативным навыкам и способы их преодоления. Показаны возможные пути стандартизации обучения и оценки коммуникативных навыков и их интеграции в существующие учебные программы.
Цель исследования — оценка эффективности развития коммуникативной компетентности у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии с помощью серии психологических тренингов. По результатам посттестов произошло увеличение рефлексивности у 50% респондентов, а также изменился уровень эмпатии. Произошёл переход из субъектно-объектных отношений с пациентом в субъектно-субъектные, что позволило больше привлекать пациентов к ответственности за собственное здоровье и здоровье их будущих детей. Разработанный тренинг будет использоваться в работе с молодыми специалистами.
Инъекции ботулотоксина в настоящее время являются наиболее распространенным направлением в косметологии. Сохраняющаяся частота врачебных ошибок при проведении указанной процедуры диктует поиск новых методологических подходов в обучении специалистов с использованием интерактивного и высокореалистичного симуляционного оборудования.
Представлен анализ симуляционных тренингов по специальности неонатология за период 2012-2021 гг., включая разбор типичных ошибок при проведении реанимации новорождённых специалистами службы родовспоможения Хабаровского края. Полученные данные позволяют совершенствовать системный подход к подготовке медицинских специалистов с использованием симуляционных технологий и обеспечить выживаемость профессиональных компетенций.
Со студентами 5 курса в симулированных условиях воссозданы основные этапы периоперационого периода при остром аппендиците: дифференциальная диагностика; предоперационная подготовка; диагностическая лапароскопия; лапароскопическая аппендэктомия; ушивание операционной раны; послеоперационное ведение. Проводилось входное тестирование и итоговое анкетирование. Показана высокая результативность занятий и высокая мотивация студентов к данному формату обучения, что даёт основания для более широкого применения симуляционных занятий в преподавании клинических дисциплин студентам старших курсов.
Профессиональная ориентация — это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Симуляционное обучение — одна из ярких форм профориентационной работы со школьниками.
Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.
Проведено исследование среди 76 студентов, проходивших конкурсы олимпиады по практическим медицинским навыкам в инновационном дистанционном формате. Полученные данные свидетельствуют об эффективности дистанционного симуляционного обучения, оценка которого проводилась путём ответа студентами на тестовые вопросы до и после прохождения конкурсного задания, а также путём оценки экспертами действий студентов во время дистанционного прохождения симуляционного сценария.
Целью работы явилось: разработка не затратного, эффективного метода оценки знаний студентов, который бы стимулировал заинтересованность студента-медика в учебном процессе. Метод оценки заключается в том, что заранее преподаватель даёт студентам или ординаторам подготовить разбор стандартного протокола операции по базовой хирургической патологии. В период занятия преподаватель сообщает, что в протоколе той же операции, который он сейчас зачитает имеется 3 ошибки. Цель студента – их найти. Ошибки придумывает преподаватель.
Произведён анализ 19 видеозаписей лапароскопической холецистэктомии, выполненных аккредитуемыми на виртуальном симуляторе «LapSim» при прохождении станции «Плановая хирургия» в рамках первичной специализированной аккредитации по специальности «Хирургия». Изучены ошибки, допущенные аккредитуемыми при применении высокоэнергетических методов на этапе выделения элементов гепатодуоденальной связки. Ошибки при использовании высокоэнергетических методов допущены 14 из 19 аккредитуемых. Подчёркнута важность обучения хирургов основам электрохирургической безопасности.
В интересах сохранения психологического благополучия медицинских работников разработан комплекс методик самопомощи, направленный на снятие эмоционального напряжения, актуализации ресурсного состояния.
В данной работе описан опыт преподавания навыков трансторакальной эхокардиографии (ТТЭхоКГ) на симуляционном оборудовании, накопленный за 2 года обучения ординаторов по направлению «Кардиология» в ФГБУ «НМИЦ кардиологии» МЗ РФ (Кардиоцентре).
Важная особенность симуляционной подготовки ординаторов-кардиологов состоит в том, что обучающиеся имеют возможность в максимально короткие сроки отточить свои навыки и умения в условиях центра, используя современные симуляторы и тренажеры, в то время как в практической медицине на это потребовались бы гораздо долгое время. Разумеется, имитационные условия в рамках симуляционного тренинга полностью не смогут заменить практический опыт с реальными пациентами, но однозначно, это позволяет повысить уровень профессиональной подготовки врачей-кардиологов.
Согласно действующему законодательству ЛПУ любой специализации и формы собственности обязаны оказывать медицинскую помощь в экстренной форме безотлагательно и бесплатно. Экстренная медицинская помощь не является профильной для многих специалистов и в рамках действующего закона необходимо введение курса экстренной медицинской помощи в систему НМО для всех врачебных специальностей минимум один раз в пять лет, что будет соответствовать как ранее принятой системе последипломного образования, так и существующим на данный момент нормам работы ЛПУ.
Впервые о виртуальных симуляционных технологиях в нашей стране заговорили в 2002 году, когда в институте им. Вишневского на Съезде эндохирургов был представлен виртуальный симулятор "ЛапСим". С тех пор произошли большие изменения в развитии тренажёров, манекенов и симуляторов, учебных методик в доклинических тренингах студентов. В связи с этим назрела реальная необходимость придать симуляционному центру статус кафедры и чётко определить те задачи, которые должны быть решены в подготовке студентов и ординаторов на доклиническом этапе.
Симуляционное обучение — это интерактивный вид образовательной деятельности, реализуемый через погружение в среду, путём воссоздания реальной клинической ситуации. Вместе с тем, соблюсти максимальное погружение в реальность при обучении по обороту НС и ПВ не представляется возможным по причине жёстких мер контроля со стороны надзорных органов в части оборота наркотических средств и психотропных веществ. В статье говорится о вариантах решения вопроса с организацией симуляционного обучения по обороту наркотических и психотропных веществ для среднего медицинского персонала.
Исследования показывают, что обучение коммуникации у «постели пациента» («на рабочем месте») является более эффективным, если предварительно обучающиеся освоили симуляционный цикл общения врача с пациентом. Технологии различны: виртуальные и симулированные пациенты, пациенты-роботы. Какие обучающие задачи позволяют они решить? Возможно ли эффективное обучение врачей профессиональному общению с привлечением виртуальных пациентов и пациентов-роботов?
Оценка коммуникативных навыков в процедуре аккредитации реализуется в симулированных условиях при участии стандартизированного пациента (СП). СП — это симулятор клинической истории. СП в аккредитации — это стандарт поведения: одинаковые условия для всех аккредитуемых, строгое следование клиническому сценарию, дозированный рассказ сценария строго в соответствии с коммуникативными действиями аккредитуемого (действия по чек-листу). Подготовка СП в России на данный момент — это непрерывный сложный процесс. В тезисах представлены результаты проведённой работы.
В настоящее время весьма актуальной является процедура установки спинальных и эпидуральных порт-систем в онкологической практике для лечения болевого синдрома.
Представлен анализ данных 100 оценочных чек-листов, обучающихся ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава на этапах подготовки к прохождению первичной аккредитации по специальности «Педиатрия» — станции «Экстренная медицинская помощь», которая осуществлялась на практических занятиях в рамках дисциплины «Цикла симуляционного обучения». Приведены данные допущенных ошибок испытуемыми при работе на станции, на которые необходимо обратить внимание, для успешного прохождения второго этапа аккредитации и освоения профессиональных компетенций, которые соответствуют трудовым функциям участкового врача-педиатра.
Цель данного исследования: оценить уровень знаний студентов 6 курса педиатрического факультета по оказанию базовой первой помощи, а также базовой СЛР. Полученные результаты показывают важность преподавания курса первой помощи студентам медицинских университетов.
Проведён анализ внедрения цифровых методик обучения студентов медицинских вузов. Раскрыты главные направления цифровизации: электронный документооборот и хранение информации, средства личной и профессиональной коммуникации, «мозговая часть» оборудования по приобретению профессиональных навыков. Представлена собственная разработка метода освоения практических умений врача как трансмиссивная ситуационная задача, объединяющая такие методики как "стандартизированный пациент", обучающая компьютерная программа и компьютерная игра "виртуальный пациент".
Основной целью коммуникативных навыков в медицине считалось получение необходимых знаний для выставления диагноза и осуществления эффективного лечения. Данная цель и в настоящее время является приоритетной. Но с учётом развития сайтов-отзовиков, повышения доступности информированности появился и новый пункт, который заинтересовал медицинские и учебные учреждения. Им является рейтинг учреждения. Рейтинг построен на двух основных моментах: 1) техническое оснащение, персонал и новые технологии и 2) общественное мнение об учреждении. Мнение об учреждении основано на мнении пациентов или учащихся.
В образовании студентов медицинских вузов используется и внедряется всё большее количество симуляционных методик и способов обучения. Техника их работы базируется как на теоретическом аспекте обучения, так и на освоении практических навыков. Однако, финальной целью всех этих методик, является повышение качества и освоение методик оказываемой медицинской помощи в будущей практической деятельности. В данной работе использована одна из древнейших и везде используемых методик практического обучения для стимуляции индивидуальной заинтересованности студентов хирургического профиля.
Впервые эндоскопическая практика в нашей стране началась в 1976 году, приказом МЗ СССР № 1164 вводилась должность врача-эндоскописта в поликлинике одна ставка на пятьдесят тысяч, в общих больницах, стационарах и в онкодиспансерах и онкологических стационарах на сто коек — одна ставка.
Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в период пандемии, предполагает вовлечение в процесс оптимизации медицинской деятельности каждого сотрудника и максимальную ориентацию на пациента. В этой связи в подготовку специалистов первичного звена необходимо включать обучение элементам бережливого производства и овладение навыками совместной работы тандема врач-медсестра, что позволит выпускникам медицинских университетов и колледжей быть максимально подготовленными к профессиональной деятельности в условиях реальной поликлинической службы.
Материалы освещают опыт цифровой трансформации и образовательной адаптации к условиям пандемии новой коронавирусной инфекции. В докладе представлены новые форматы организации учебных занятий и практической подготовки, апробированные в ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России.
Публикация посвящена опыту организации и применения симуляционного обучения в медицине на базе многопрофильной клиники. Авторами отмечены современные подходы и темпы развития технологий в медицине, требующие от медицинского персонала быстрого и качественного приобретения мануальных навыков и развития клинического мышления с минимизацией лечебно-диагностических ошибок и безопасности для пациента. Симуляционное обучение — это тот образовательный этап, который позволяет пройти требуемый обучающий путь за минимальное время с максимальным эффектом.
Публикация посвящена опыту организации и проведения симуляционного обучения медицинских сестер, фармацевтов на базе высокотехнологичной многопрофильной клиники. Авторы представляют информацию об обучающих курсах для медицинских сестер стоматологического, процедурного, эндоскопического кабинетов, а также для фельдшеров, акушерок, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи и фармацевтов.
Исследованием явилось изучение разработки повышения эффективности лечения больных с тяжёлыми и распространёнными формами короновирусной инфекции, посредством оптимизации методов симуляционного обучения.
В последние годы остро стоит проблема нехватки пациентов для демонстрации и отработки навыка определения аускультативного синдрома. Кроме этого, в связи с пандемией ВУЗы вынуждены были использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Целью данного исследования было оценить значимость обучения на платформе Lecturio в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Результаты демонстрируют эффективность сочетания образовательной онлайн платформы Lecturio с симуляционным обучением, особенно на этапе активного внедрения дистанционного обучения.
Проведено исследование среди 117 студентов лечебного факультета ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, проходивших обучение по программе дисциплины «Неотложные состояния в практике врача участкового терапевта» в рамках учебной программы. Полученные данные свидетельствуют об эффективности нового дистанционного метода подготовки к практике проведения СЛР. Среднее значение процента компрессий грудной клетки (КГК), выполненных с верной частотой в группе студентов, прошедших подготовку по предложенному методу, на 34,1% больше, чем у студентов, готовящихся по традиционной методике.
Обучение травматологов-ортопедов методу ЧКО актуально. Цель исследования: разработка станций ОСКЭ в обучении методу ЧКО. Материал и методы. В процессе симуляционного курса отрабатывается техника проведения спиц через синтетическую кость, монтажа аппарата и биомеханика управления. Результаты. Разработанные станции ОСКЭ позволили нам объективно в регламентированный срок оценить уровень подготовки. Заключение: ОСКЭ является эффективным инструментом контроля знаний, в том числе методик ЧКО. Включение станции ЧКО при аккредитации травматологов-ортопедов является актуальной задачей.
При организации аккредитации в МАСЦ ФГБОУ во ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ с 2021 года активно использованы инструменты бережливого производства. Основным этапом стала организация «Основы бережливых технологий при проведении первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Симуляционный курс». Основной формой обучения бережливым технологиям является фабрика процессов. Опыт организации процедуры ПАС и ПСА в весеннюю и летнюю сессии 2021 года показал объективное повышение эффективности работы, как членов АПК, так и технического и вспомогательного персонала.
В Бакинском Филиале ПМГМУ в июле 2021 года впервые в Азербайджане при участии членов аккредитационной подкомиссии (АПК) в рамках ОСКЭ был реализован второй этап первичной аккредитации выпускников – оценка практических навыков. В аккредитационном экзамене приняло участие 87 студентов. Наблюдение за действиями учащихся и их оценивание проводилось членами АПК (Россия), управление оборудованием различных классов реалистичности, а также тайм-менеджмент и координация процесса – сотрудниками УСЦ бакинского Филиала ПМГМУ.
Младенческая смертность является важным статистическим показателем и в то же время косвенным критерием экономической, социальной и политической составляющей государства. Представлен опыт проведения симуляционного тренинга «in situ» в рамках «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».
Практическая подготовка к ПСА не всегда является доступной для слушателей цикла профессиональной переподготовки. Большая часть специалистов проходит самостоятельную подготовку, используя обучающие видеопособия, размещённые на интернет-ресурсах. Проведённый анализ качества видеопособий, созданных по паспорту станции ОСКЭ "ЭМП" в большинстве случаев показал формальность выполнения практических навыков при оказании экстренной помощи. В результате аккредитуемые не демонстрировали выполнение практических навыков, а только обозначали его, руководствуясь принципом "Будем считать, что сделано".
Широкое внедрение виртуальных компьютерных симуляций (ВКС) в образовательный процесс ограничено рынком инструментов их разработки. Созданная программная оболочка состоит из трёх функционально различных модулей: создания и редактирования ВКС; использования ВКС; мониторинга образовательного процесса. Разработанная программная оболочка имеет удалённый доступ и может стать основным инструментом для репозитория виртуальных компьютерных симуляций. В настоящее время созданы ВКС в области кардиологии, как потенциальная цифровая база практических клинических занятий и аккредитации.
Интракорпоральный лапароскопический шов (ИКШ) является важным навыком хирурга в выполнении лапароскопических вмешательств. Симуляционное обучение ИКШ способствует формированию навыка и внедрению его в операционную практику. Публикаций, освещающих эффективность симуляционного обучения ИКШ с точки зрения применения в практике, недостаточно. Проведено интервью хирургов, прошедших симуляционное обучение ИКШ, с целью определения доли врачей, применивших полученный навык в реальной операционной. После обучения начали применять ИКШ 88,9% хирургов; интракорпоральный скользящий узел — 77,3%.
Становление тренера симуляционного обучения из студентов было описано ранее. При анализе опыта подготовки (проведение тренинга тренеров) ППС вузов было выделено две группы. В ходе обучения мы столкнулись с рядом проблем. Возникшие трудности мы объясняем сохранением в системе образования большой доли информационных методов обучения и ориентации на часовую составляющую дисциплин. Ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения из действующих преподавателей оправдана при наличии добровольности вовлечения в этот процесс
Представлены результаты анкетирования выпускников лечебного факультета ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России по вопросу наличия и характера проблем коммуникативного характера в процессе начала профессиональной деятельности.
Использование тренажёра матки для обучения хирургическим навыкам проведения операции при врастании плаценты и хирургического гемостаза при послеродовом кровотечении (патент №198996), который представляет собой модель матки с анатомическими ориентирами и моделирует тяжёлое осложнение беременности – врастание плаценты, позволяет повысить самооценку врачей акушеров-гинекологов по выполнению навыков хирургического гемостаза.
Представлен опыт отработки навыков оказания реанимационной помощи новорождённым детям в условиях родильного зала врачами неонатологами, педиатрами, реаниматологами и врачами скорой помощи на высокореалистичном многофункциональном роботе-симуляторе доношенного новорождённого ребенка SimNewB, высокореалистичном манекене недоношенного новорождённого Premature anne в комплекте с системой управления Simpad plus system в рамках предложенного сценария разных клинических ситуаций.
Тезисы описывают результаты проведённого исследования по разработке методики использования симуляционных технологий в подготовке врачей-терапевтов в условиях требований профессионального стандарта "Врач-терапевт"
В настоящей статье представлено описание симулятора рентгеновских и магнитно-резонансных исследований «РадиуМ-СИМ».
Симулятор «РадиуМ-СИМ» позволяет расширить линейку отечественных образовательных продуктов, необходимых для проведения объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) при первичной специализированной аккредитации специалистов по специальности «Рентгенология».
В работе проведена оценка психологической готовности по оказанию первой помощи в обычной жизни, проверка теоретических знаний по сердечно-лёгочной реанимации и оценка практических действий по оказанию первой помощи в симулированных условиях на базе МАСЦ ДВГМУ.
В исследовании приняли участие 44 человека. 59,09% проходили обучение на разных этапах своей жизни по оказанию первой помощи. По мнению анкетируемых, уверенно владеют навыками оказания первой помощи 27,27%. Комплексное корректное владение приёмами первой помощи продемонстрировали только 4 человека (9,09 %).
Применение симуляционных технологий в медицине доказало свое преимущество перед традиционной системой обучения. Растущая интерактивность образовательной среды и пластичность междисциплинарной подготовки с акцентом на самообразование диктуют поиск перспективных направлений развития симуляционного обучения.
Симуляционное обучение является неотъемлемой частью не только в обучении врачей и студентов - медиков, но и среди всех желающих, не имеющих медицинского образования. Созданный курс «Общественный спасатель» позволяет отработать полученные теоретические навыки на базе Центра симуляционной медицины Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, используя современные технологии.
Использование высокореалистичных тренажеров и фантомов, различных форм обучения (симуляционные сценарии с проведением дебрифинга, интерактивные тренинги, тренинги «hands-on», лекции), дистанционных технологии и возможности социальных сетей позволяют повысить качество обучения врачей разных специальностей.
Проведена оценка уровня стресса, связанного с прохождением второго этапа первичной специализированной аккредитации у 50 ординаторов. Показана роль в его снижении адаптационной дополнительной программы обучения с проведением фабрики процессов и применением инструментов бережливого производства, позволяющих максимально сократить потери и обеспечить качество.
Проблема лечения ран различного генеза – остается одной из самых актуальных. Работа с раневым дефектом – одна из основных составляющих лечебного процесса, обусловленная необходимостью поиска наиболее эффективных способов лечения ран и ухода за ними.
Ограничение доступа обучающихся в ЛПУ, в связи с пандемией COVID-19, делает невозможным или затруднительным обучение навыкам местного лечения ран у реальных пациентов. В создавшихся условиях одним из вариантов решения данной задачи является использование экспериментальных биологических моделей для проведения практических занятий.
Необходимость формирования новой системы профессионального образования продиктована темпами современной жизни и уровнем развития общества. Повышение профессионализма становится возможным с применением новых востребованных технологий обучения. Модернизация учебного процесса затрагивает все его составляющие, среди которых методы и форма обучения, стиль общения преподавателя со студентами.
Представлен опыт реализации в Уральском ГМУ г. Екатеринбурга образовательного проекта «Коммуникативные навыки врача», его основные ориентиры и принципы, а также результаты изучения содержания образа пациента в контексте его влияния на эффективность взаимодействия в медицинской консультации в направлении ее пациент-ориентированности.
За последние десять лет в Тульской области создана многоцентровая система симуляционного обучения. Каждый класс и центр симуляционного обучения имеют свои задачи и приближают технологии симуляционного обучения к рабочему месту врача. В соответствие с задачами отличается оснащение симуляционных центров. Накопленный опыт обучения с использованием симуляторов позволяет изменять программы обучения в соответствии с современными требованиями.
Многоцентровая система организации симуляционного обучения в регионе отвечает современным задачам и эффективна.
В настоящее время в рамках профориентационного обучения школьников идет достаточно активная работа, с 2018 года был внедрен предпрофессиональный экзамен, включающий в теоретической части программы по биологии, химии, основам медицинских знаний и другим естественнонаучным предметам, в практической части оцениваются навыки оказания первой помощи. Однако, до настоящего момента нет единой стратегии подготовки учащихся по программе первой помощи. С целью унификации подготовки учащихся медицинских классов разработана рабочая программа и учебное пособие для медицинских классов.
В исследовании проведено анкетирование 168 студентов V курса стоматологического факультета, направленное на оценку психологической готовности к самостоятельной работе. Полученные данные свидетельствуют о том, что симуляционное обучение способствует повышению уровня самооценки студентов стоматологического факультета, что указывает на роль симуляционных центров в формировании профессиональных компетенций врача-стоматолога и изменениях образовательной среды в практикориентированную сторону подготовки специалиста.
Тенденции к повышению международных стандартов качества медицинского образования диктуют необходимость надлежащего применения методик согласования результатов освоения образовательных программ.
Внедрение методических подходов согласования результатов освоения образовательных программ, а также основание двух медицинских симуляционных учебных центров и их функциональная интеграция в образовательную систему Ереванского государственного медицинского университета им М. Гераци послужили серьёзным подспорьем для повышения качества образовательных услуг.
Игровые технологии как, как совокупность методов и инструментов, являются способом закрепления материала в долговременной памяти у обучающихся. Интерес к интеллектуальной и тематической игре, который можно пробудить у врача, будет впоследствии служить основой для внутренней мотивации к дальнейшему повышению квалификации и саморазвитию. Квест, как задание с решением логических задач, может являться идеальным способом, как обучения, так и проверки полученных знаний поэтому рассмотрим опыт внедрения данной технологии на базе Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского
В работе представлены результаты исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, направленного на выявление перспективности внедрения технологий VR в медицинскую образовательную среду. Оценки, полученные путем анкетирования 100 студентов, прошедших апробацию оборудования, свидетельствуют о возможности модернизации образовательного процесса путем интеграции виртуальных технологий за счет глубокого погружения, высокого комфорта при использовании симулятора, возможности моделирования ситуаций из разных дисциплин.
Представлены методические подходы к актуализации перечня основных разделов специальности, являющихся основой подготовки оценочных материалов для первичной специализированной аккредитации с учетом профессиональных компетенций специалистов.
Повысить эффективность обучения офтальмоскопии возможно с использованием симуляторов. Опыт использования офтальмоскопии на симуляторе «Офтальмосим» позволяет сделать обучение приближенным к реальному процессу офтальмоскопического обследования. При этом реализованы возможности оценки уровня подготовленности врача к проведению офтальмоскопии, в том числе в педиатрической практике
В данной статье рассматривается логика и аспекты создания веб-приложения для накопления и обработки поступающих данных лучевой диагностики и их трансформация в информацию, которая может быть использована студентами медицинских образовательных учреждений в обучении при отсутствии или нехватке анатомических материалов. В перспективном анализе возможно использование данного программного продукта не только как средства для симуляционного обучения, но и в медицинской прикладной практике при предоперационном хирургическом планировании, моделировании различных механических характеристик имплантатов.
Современные вызовы медицинской деятельности - безопасное выполнение манипуляций, работа в команде, взятие на себя лидерских функций, высокая личная ответственность требуют организовывать обучение студентов в таком формате, который позволит максимально быстро и эффективно освоить необходимые навыки. Игровая технология по модели аккредитации "Калейдоскоп ролей" существенно повысила интерес будущих врачей к освоению сестринских манипуляций.
Многими аккредитационными площадками и аккредитационными комиссиями накоплен уже достаточно большой опыт проведения первичной и первичной специализированной аккредитаций, найдены определенные подходы, выявлены и решены некоторые проблемы, позволяющие оптимизировать процесс. В МАСЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера МЗ РФ как площадке для проведения аккредитации специалистов в Пермском крае применяется информационное обучение технологии и логистике сдачи ПАС и ПСА, методическое сопровождение АПК и технологии бережливого производства
Преподавание стандартной операционной процедуры (СОП) взятие венозной крови (венепункция, флеботомия), в течение длительного времени происходило по классической модели, в которой преподаватель объяснял и показывал курсантам как правильно берут кровь из вены, а затем обучающие повторяли за ним всю последовательность (4-х этапно). В 2014 году в системе обучения стали появляться преподаватель-замещающие технологии, такие как виртуальный комплекс ТьюторМэн. А что делать, если обучающиеся уже имеют собственный опыт. Мы обратились к технологиям образовательных интервенций.
Авторами представлен опыт сочетания симуляционного обучения клиническим навыкам и обучения бережливым технологиям на "Фабрике процессов".
Организация обучения студентов-медиков с точки зрения формирования индивидуальной траектории важна с учетом овладения смежными компетенциями. Существуют определенные механизмы реализации индивидуальной образовательной траектории, среди которых особенности построения образовательной программы и учебного плана, инструменты интеграции с научными исследованиями, практики симуляционного обучения.
Развитие медицинской науки и технического обеспечения стационаров приводит к ежегодному появлению в руках сердечно-сосудистого хирурга новых инструментов. Совершенствование и расширение серий рентгеноэндоваскулярных катетеров и электродов, а также отличия аналогичных моделей разных производителей заставляет врача или брать в операционную новый инструмент без предшествующей апробации с риском снижения эффективности лечения или применять старое, привычное оборудование, что снижает возможности использования всего спектра расходных материалов и препятствует персонификации медицинской помощи.
До недавнего времени в России обучение врачей-ординаторов в условиях симуляционного центра было очень ограниченным. С 2020 года утверждена процедура первичной специализированной аккредитации (ПСА) с оценочным этапом, который призван стимулировать и развивать данное направление. Недостаточная проработка деталей, игнорирование возможностей и ограничение симуляции существенно снижает потенциал этого дорогостоящего мероприятия.
Представлены особенности модели коммуникации врача-фтизиатра с больными туберкулезом с социальными проблемами, учитывающие показатели самооценки пациентов.
Навыки аускультации являются одними из самых важных базовых методов обследования пациента.Учебный процесс обучения аускультации сложен сам по себе, а в условиях пандемии новой короновирусной инфекции и повсевместно вводимых эпидемиологических органичений сложности обучения многократно усиливаются, что требует альтернативных методов обучения. Виртуальный симулятор для отработки навыков аускультации звуков легких позволяет создать платформу обучения аускультации, предоставляя реальные предварительно записанные сердечно-легочные звуки на виртуальных грудной клетке ребенка.
Кесарево сечение (КС) является одним из наиболее распространенных хирургических вмешательств в мире, при этом частота его выполнения продолжает расти, особенно в странах с высоким и средним уровнем дохода. Технически правильно выполненное КС определяет успешное течение интра- и послеоперационного периода, способствует благоприятному заживлению послеоперационной раны.
Гибридный формат обучения и развитие консультирования с применением телекоммуникационных сетей обуславливают актуальность проведения тренингов по данному направлению. Тренинг в гибридном формате позволяет оценить технические и нетехнические навыки обучающихся и существенно расширить возможности образовательного процесса, вовлекая в обучение лиц, находящихся на дистанционном обучении. При этом можно провести анализ системных несоответствий и провести коррекцию образовательных мероприятий по их устранению. Формат реализованных тренингов позволяет обучающимся, работая в команде, совершенствовать навыки аналитического мышления, принятия решений и коммуникации при проведении лечебно-диагностических мероприятий на различном уровне.
В данной работе описывается необходимость включения в учебный процесс симуляционного оборудования для отработки навыков выполнения остеосинтеза при различных переломах.
Данная работа доказывает необходимость систематизации теоретических знаний в условиях критической комнаты, а также регулярная тренировка с их применением качественно повышает уровень образования студентов и положительно влияет на результаты сдачи первичной аккредитации.
Систематизация теоретических знаний в условиях подготовки к сдаче первичной аккредитации, а также регулярная тренировка с применением симуляционных технологий качественно повышает уровень образования студентов и положительно отражается на результатах сдачи первичной аккредитации.
В работе доказывается необходимость систематизации теоретических знаний и регулярные тренировки в условиях симуляционного центра.
В данной работе подтверждается необходимость систематизации теоретических знаний и регулярные тренировки в условиях симуляционного центра.
ISSN 2687-0037 (Online)