РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Обучение на основе клинических кейсов, в ходе которого студентами и ординаторами разбираются реальные или смоделированные клинические ситуации, является одним из распространенных методов, применяемых в медицинском образовании для развития навыков диагностики и лечения.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Исследован опыт применения универсальных цифровых сервисов в аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России за период с 2016 по 2023 г. На базе центра в год проходит обучение более 1000 специалистов. За весь период прошли процедуру аккредитации 4684 человека. Внедрение симуляционных технологий в медицинское образование требует высокого уровня автоматизации и цифровизации основных процессов. Реализованы инструменты и сервисы модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды, конструктора онлайн-курсов и обучающих тренажеров, электронного расписания, облачных технологий и онлайнсервисов, в том числе на базе искусственного интеллекта. Это позволило учебному центру обеспечить эффективный менеджмент как в рамках текущего образовательного процесса, так и в периоды пиковых нагрузок при проведении процедуры аккредитации специалистов.
15 и 18 мая 2023 года в рамках масштабного проекта «Запусти сердце» в школах Нижнего Новгорода состоялись мастер-классы по проведению сердечно-легочной реанимации, осуществляемые при поддержке Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД. В процессе разработки и подготовки программы мастер-классов студенты первого курса НИУ ВШЭ направления «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» прошли курс по проведению базового объема реанимации в стенах Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) для последующего обучения школьников этому навыку. В данной публикации проанализированы ответы более 207 респондентов, из которых около 100 являются школьниками, принимавшими непосредственное участие в обучении, а остальные – заинтересованными в этом проекте студентами первого курса различных вузов. В результате была проанализирована эффективность обучения для школьников, а в дальнейшем в разработку будет запущена расширенная программа.
Отечественные инновации и изобретения
Современные методики обучения медицинским навыкам предполагают их освоение на симуляционном оборудовании. Дальнейшим развитием подобных устройств помимо максимальной идентичности живому человеку, представляется создание интеллектуальных сервисов для объективного и индивидуального подхода к конкретному обучающемуся. Разработан сервис для обучения принятия врачебных решений с использованием аппаратно-программного симуляционного комплекса офтальмоскопии. Он предоставляет лекционный материал в виде презентаций и изображений различных глазных заболеваний на дополнительном мониторе, осуществляет ввод идентификационных данных обучающегося, предусмотрена индивидуальная программа обучения офтальмоскопии. Режим тестирования предназначен для проверки знаний и навыков диагностики, полученных в ходе обучения. Экзамен заключается в создании преподавателем набора клинических случаев с градацией типичных случаев, сложных случаев и сочетанных заболеваний для диагностики экзаменуемым. Предусмотрена возможность определения времени и точности диагностики. По итогам экзамена генерируется отчётная форма, которая сохраняется в архиве. Сервис может работать дистанционно, используя каналы сети Интернет.
ОБЗОРЫ
Симуляционное обучение в медицинском университете г. Караганды позволяет формировать профессиональную компетентность у обучающихся в безопасной и надежной среде. Реализуется симуляционное обучение в Центре симуляционных и образовательных технологий с помощью манекенов и тренажеров разной сложности в зависимости от уровня реалистичности. Визуальный, тактильный, реактивный, автоматизированный, аппаратный и интерактивный уровни реалистичности манекенов используются на разных уровнях обучения, позволяя формировать необходимые конечные результаты обучения. Применение тренажеров и манекенов с более высоким уровнем реалистичности помогает резидентам осваивать особенно важные клинические навыки, в том числе в составе мультидисциплинарной команды, повышая качество подготовки резидентов по специальности «Семейная медицина».
ТЕЗИСЫ
В современном мире представить сферу образования без инновационных подходов невозможно. Применение полученных знаний в практической деятельности студента развивает в нем профессиональную компетенцию. Такой подход, а именно использование моделированных игр в процессе обучения на кафедре психиатрии, дает возможность глубже понять и освоить предмет, практиковать свои навыки и без причинения вреда пациенту помогать ему. Целью исследования было узнать и понять, как студенты-медики третьего и четвертого курсов с помощью имитационных моделированных игр осваивают предмет и развивают коммуникативные навыки. Для этого студентам были даны сценарии, где они должны были изобразить врача, больного и родственников пациента. После завершения моделированной игры студентам было предложено записать отзывы и мнения о полученном опыте. Результаты отражались оценкой судьи, а также анализом данных, полученных от студентов.
Работа посвящена проблеме цифровизации высшего медицинского образования и решению задач данной отрасли. На примере хирургического VR-симулятора, который состоит из интерфейса, подключенного к различным необходимым механическим или тактильным устройствам, освещены приемы освоения технических и психомоторных навыков (например, при эндоскопической хирургии), поскольку симулятор можно использовать неоднократно и требуется лишь немного времени для настройки. А также на примере анатомических 3D-моделей, позволяющих студентам исследовать различные физические объекты, манипулировать ими. Используя различные типы программных инструментов, обобщаются пути эффективного применения и сделаны соответствующие выводы.
Симуляционные центры играют решающую роль в развитии эмоционально-коммуникативных навыков для различных профессий, в том числе и в здравоохранении. Целью симуляционных центров в этом контексте является обеспечение безопасной и контролируемой среды, где студенты медицинских вузов могут практиковать и совершенствовать свои эмоциональные и коммуникативные компетенции посредством реалистичных сценариев.
В исследовании с участием 33 студентов 4-го курса медицинского факультета использовался тренажер BT-ACTB для обучения навыкам интенсивной терапии. Студенты обучались измерению артериального давления и сердечно-легочной реанимации по методологии Пейтона. Результаты показали, что студенты в начале обучения допускали ошибки в выполнении компрессий грудной клетки, но к 10-му дню большинство из них достигли требуемого уровня. Глубина и частота компрессий, положение рук, точность вентиляции и времени вдоха улучшились к концу обучения. Использование тренажера оценивалось как эффективное средство для развития компетентности студентов. Также проведено измерение артериального давления, где студенты к концу обучения продемонстрировали высокую компетентность. Тренажер BT-ACTB считается идеальным инструментом для оценки и развития практических навыков студентов в области интенсивной терапии.
В статье исследуется актуальность симуляционных методик при преподавании предмета «судебная медицина».
ISSN 2687-0037 (Online)