
Научно-практический журнал по виртуальным и симуляционным технологиям в медицинском образовании и клинической практике – единственный в мире журнал на русском языке, специализирующийся в этой области – создан в 2008 году. Этот рецензируемый медицинский журнал, публикуемый ежеквартально, издается общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине», РОСОМЕД. Основными темами, обсуждаемыми в данном печатном издании, являются: принципы, классификация, дидактические особенности симуляционных методик в подготовке кадров здравоохранения, их оценивании, тестировании, экзаменах, ОСКЭ в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации; проблемы дистанционного и виртуального обучения; разработка концепции, проектирование и оснащение и менеджмент симуляционно-аккредитационных учебных центров; применение симуляции в тестировании медицинского оборудования и фармакологических препаратов, помещений, логистических и лечебно-диагностических и иных клинических процессов; в рекрутинге и периодической аттестации персонала. Широко освещены в издании прикладные вопросы создания, валидации и внедрения фантомов, манекенов, роботов-симуляторов пациента, виртуальных симуляторов-тренажеров. В журнале публикуются тезисы конференции и съезда РОСОМЕД, а также региональных конференций, посвященных вопросам симуляционного обучения в медицине.
Текущий выпуск
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России более полувека проводит подготовку специалистов здравоохранения. В 2008 году на кафедре был начат проект по модернизации образовательной среды на цифровой платформе, включая разработку симуляционных технологий, используемых при подготовке управленческих кадров здравоохранения. Разработан игровой симулятор «Виртуальная медицинская организация», не имеющий аналогов и базирующийся на отечественном нормативном правовом регулировании. Активное использование симуляционных технологий в педагогическом процессе кафедры основано на проблемно-целевом методе и принципе «обучения действием», когда, решая практические задачи, слушатели сами приходят к правильному ответу, опираясь на приобретенные знания и сформированные компетенции. Такая стратегия обучения способствует вовлечению в игровой процесс максимального количества анализаторов и когнитивных процессов обучающегося, которые в результате взаимодействия на выходе обеспечивают интегративный образовательный результат. В настоящее время нарастает необходимость дистанционного использования в образовательном процессе симуляционных технологий, которые позволили бы закрепить приобретенные знания и расширить спектр компетенций будущих руководителей органов и организаций здравоохранения. В статье приводится опыт применения игрового симулятора в подготовке и оценке компетенций управленческих кадров здравоохранения и приводится оценка эффективности его применения. На основании анализа результатов анкетирования слушателей циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации сделаны выводы об эффективности применения данной образовательной технологии в системе дополнительного профессионального образования подготовки управленческих кадров здравоохранения. Результаты исследования направлены на тиражирование возможности использования в дистанционном формате представленного симуляционного тренажера в процессе подготовки руководителей органов и организаций здравоохранения.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть виртуальные (цифровые, информационные) технологии дистанционного обучения в медицинском образовании с точки зрения теории иерархии потребностей Маслоу и оценить возможности удовлетворения всех потребностей индивидуума в рамках цифровой образовательной среды. Такой анализ помогает оценить качество и эффективность виртуального учебного пособия с позиции обучаемых, что открывает новые возможности для его совершенствования.
Представлен опыт комплексного обучения нейрохирургов на клинической базе кафедры нейрохирургии Сеченовского Университета (Федеральный центр нейрохирургии, г.Тюмень). Для обучения используются лаборатории - аналоги операционной, виртуальные симуляторы, разработка новых обучающих авторских моделей, обеспечивающих анатомическую и тактильную точность, что позволяет начинающим нейрохирургам получить ценный опыт в хирургических техниках, не подвергая пациентов риску причинения вреда. За 7 лет прошли обучение свыше 1,5 тысяч специалистов из 38 стран мира, что подтверждает востребованность и привлекательность созданного комплекса образовательных технологий.
ТЕЗИСЫ
Поскольку ни один симулятор не способен оценить и отработать навык общения с пациентом, возникает необходимость определения возможностей искусственного интеллекта в процессе обучения врачей. Искусственный интеллект должен отвечать многим требованиям, но в первую очередь творческим функциям, которые присущи только человеку. Искусственный интеллект уже нашел себе применение во многих отраслях, в том числе и подготовке медицинских кадров для гармоничного и целостного развития специалиста.
Редколлегия публикует в настоящем номере Главу 6 «Организация и проведение занятия с применением высокореалистичной симуляции» из книги Александра Александровича Андреенко «Высокореалистичная симуляция в анестезиологии и реаниматологии — теория и практика».
Оригинальные статьи
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России более полувека проводит подготовку специалистов здравоохранения. В 2008 году на кафедре был начат проект по модернизации образовательной среды на цифровой платформе, включая разработку симуляционных технологий, используемых при подготовке управленческих кадров здравоохранения. Разработан игровой симулятор «Виртуальная медицинская организация», не имеющий аналогов и базирующийся на отечественном нормативном правовом регулировании.
Активное использование симуляционных технологий в педагогическом процессе кафедры основано на проблемно-целевом методе и принципе «обучения действием», когда, решая практические задачи, слушатели сами приходят к правильному ответу, опираясь на приобретенные знания и сформированные компетенции. Такая стратегия обучения способствует вовлечению в игровой процесс максимального количество анализаторов и когнитивных процессов обучающегося, которые в результате взаимодействия на выходе обеспечивают интегративный образовательный результат. В настоящее время нарастает необходимость дистанционного использования в образовательном процессе симуляционных технологий, которые позволили бы закрепить приобретенные знания и расширить спектр компетенций будущих руководителей органов и организаций здравоохранения.
В статье приводится опыт применения игрового симулятора в подготовке и оценке компетенций управленческих кадров здравоохранения и приводится оценка эффективности его применения.
На основании анализа результатов анкетирования слушателей циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации сделаны выводы об эффективности применения данной образовательной технологии в системе дополнительного профессионального образования подготовки управленческих кадров здравоохранения. Результаты исследования направлены на тиражирование возможности использования в дистанционном формате представленного симуляционного тренажера в процессе подготовки руководителей органов и организаций здравоохранения.
ISSN 2687-0037 (Online)