ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Представлен анализ опыта использования симуляционных обучающих технологий в подготовке врачей по специальности «Эндоскопия». Симуляционное оборудование дает возможность оптимально распределить лимит времени и этапы освоения мануальных навыков врачей-эндоскопистов. Разработанная поэтапная модель обучения врачей-эндоскопистов с использованием симуляционных тренингов предлагается для программ профессиональной переподготовки и для программ повышения квалификации. Проведенный анализ показал значимость и перспективы использования симуляционных технологий в процессе подготовки врачей-эндоскопистов.
Целью исследования явилось сравнение эффективности применения традиционных и дистанционных образовательных технологий. Материалы и методы. Эффективность применения исследуемых технологий оценивали на основании анализа результатов итоговой государственной аттестации. Результаты. Применение традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения студентов акушерству и гинекологии сопоставимы между собой. Выводы. В дальнейшем следует рассмотреть возможность перевода некоторых разделов учебного процесса в медицинских образовательных учреждениях в дистанционный формат.
ТЕЗИСЫ
Симуляционное обучение подразумевает под собой непосредственную работу обучающегося с манекенами и симуляторами для оттачивания, прежде всего, практических навыков. Однако, сложившаяся в 2020 году в регионе неблагоприятная эпидемиологическая ситуация создала необходимость использовать новые для симуляционного обучения методы подготовки – с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ).
Паспорт станции «Алгоритм действий врача при оказании первичной медико-санитарной помощи пациенту с новой коронавирусной инфекцией (COVID - 19)» направлен на освоение врачами полного спектра компетенций в области профилактики, диагностики, лечения, диспансерного наблюдения пациентов, перенесших COVID - 19.Паспорт станции включает в себя сценарии профессиональных ситуаций, с которыми часто встречается врач, а также к каждой ситуации разработаны контрольные чек-листы, позволяющие контролировать уровень сформированности компетенций врачей.
Симуляционные технологии позволяют значительно повысить качество обучения студентов медицинских вузов, особенно актуальны данные технологии для педиатрических отделений в связи с сложностью отработки навыков на реальных пациентах. В работе рассматривается основные принципы работы симуляционного центра.
Авторами представлен опыт работы со студентами, ординаторами и врачами по реализации симуляционных технологий в процессе освоения практических навыков оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации специалистов.
Данная работа посвящена проблеме внедрения в учебную программу курса по FAST-протоколу для врачей и ординаторов хирургических специальностей. В исследовании доказывается, что уверенное применение метода возможно лишь при многократном воспроизведении полученного навыка, что может быть реализовано только в симулированных условиях.
Представлен опыт отработки навыка проведения и интерпретации данных двухзонной пульсоксиметрии врачами педиатрами и неонатологами на высокореалистичном манекене новорожденного NENA Sim в рамках предложенных сценариев разных клинических ситуаций.
Представлена информация по результатам анкетирования выпускников Лечебного факультета Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого 2017, 2018 и 2019 годов, касающаяся их отношения к процедуре первичной аккредитации специалистов.
После практической подготовки все студенты сохранили средний уровень коммуникативных навыков, аналогичный исходному уровню оценки после теоретического обучения, однако в группе студентов, прошедших повторное оценивание, были обнаружены существенные отличия в специфических коммуникативных способностях. Эмпатия и способность собирать анамнез значительно улучшились, в то время как структура сбора анамнеза и невербальное поведение снизились. Таким образом, общая оценка осталась неизменной, отображая баланс между улучшившимися, ухудшившимися и неизмененными компетенциями.
В связи с новой инфекцией COVID-19, в ситуации вынужденного перехода на дистанционное обучение приходится искать новые подходы к обучающему процессу. В ВГМУ им Н.Н. Бурденко для лучшего восприятия учебного дистанционного материала использована высокотехнологичная игровая профессиональная программа.
Важным аспектом первичной аккредитации в современном медицинском образовании считается использование методики «стандартизированный пациент», обязательно включающей в себя технологии симуляционного обучения.
Point-of-Care Ultrasound (далее POCUS) или прикладная ультрасонография, новое мультидисциплинарное направление в медицинском образовании с использованием симуляционных технологий. Использование портативного УЗИ для ответа на диагностические вопросы в процессе оказания медицинской помощи. Реализация в формате узкоспециализированных протоколов оценки (eFAST протокол для пациентов с политравмой, RUSH протокол для диагностики причины шока и гипотензии в условиях анестезиологии-реанимации). Возможность использовать POCUS в рамках различных специальностей терапия, нефрология, семейная медицина, ОРИТ
Нами проведена оценка личностной и ситуационной тревожности у студентов 6 курса ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России до и после прохождения испытаний по технологии ОСКЭ.
С целью повышения эффективности процесса дистанционного обучения в условиях пандемии, при составлении и реализации обучающих программ, все более востребованными стали методы контекстного обучения. Работники кафедры анестезиологии и реаниматологии и Мультифункционального аккредитационнно-симуляционного центра (МАСЦ) находятся в постоянном поиске новых ярких и емких, в том числе нетривиальных, методов решения образовательных задач.
Симуляционное обучение относительно новое, но довольно перспективное направление, быстро развивающееся и модифицирующееся в условиях современной медицины. Авторами представлен опыт внедрения симуляционного обучения в учебный процесс студентов для овладения практическими навыками по педиатрии согласно тематическому плану 4 курса факультета «Общая медицина» в условиях симуляционного Центра. Полученные результаты отражают положительные стороны симуляционного обучения: уверенность студентов в профессиональных навыках, сокращение количества медицинских ошибок и удовлетворенность студентов.
В работе исследуется возможность привлечения специалистов со средним медицинским профессиональным образованием к различным формам последипломного образования.
НПР медицинского института Чеченского государственного университета применяют обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, которые выбираются в зависимости от их цели: передача информации, развитие навыков, использование информации в клинике и др. Оценить уровень освоения практических умений и навыков обучающихся позволяет симуляционный центр, целью которого является практико-ориентированный подход к медицинскому образованию, обучение и отработка навыков оказания медицинской помощи с использованием симуляционных образовательных технологий.
Рассмотрены возможности создания дистанционных курсов обучения первой помощи с учетом особенностей производственных факторов высокого риска на различных предприятиях. В связи с текущей эпидемиологической ситуацией появилась необходимость исключения очной части из программ обучения, что негативно влияет на контекстную составляющую процесса обучения и не позволяет в полной мере обучить слушателей практическим навыкам и алгоритмам первой помощи. Заблаговременное общение с предприятием, для которого готовится курс, с выяснением ключевых моментов производственного процесса в контексте воздействия производственных факторов высокого риска, сделает дистанционный курс актуальным и запоминающимся.
Представлен опыт применения обучающего симуляционного курса в программе практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов в ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А.Илизарова». Целью курса явилось обеспечение готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу травматологу-ортопеду, а также отработка и совершенствование навыков оказания первой и квалифицированной врачебной помощи взрослому населению в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний.
Рассматривается возможность преподавания коммуникативных навыков общения с пациентом в медицинских вузах при условии обучения в дистанционном формате. Приведен опыт краткого онлайн курса обучения студентов на предмет умения эффективно взаимодействовать с пациентами.
Данная работа посвящена исследованию осведомлённости студентов медиков в Республике Узбекистан о симуляционном обучении. Результаты показали низкую осведомлённость и отсюда необходимость включения такого обучения в образовательную программу медицинских учреждений республики.
Представлен опыт использования расширенной модели подготовки врачей анестезиологов-реаниматологов по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве» с использованием симуляционных обучающих технологий в программах повышения квалификации. Проведенный анализ показал эффективность использования симуляционных технологий в процессе подготовки анестезиологов-реаниматологов.
В работе рассматривается необходимость оценки остаточных знаний студентов в отношении навыков неинвазивной методики измерения артериального давления. Выживаемость знаний относительно данной методики в течение полугода после детального разбора и прохождения зачетного занятия, остается не вполне удовлетворительной, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных тренингов как на симуляторах, так и в условиях, более приближенных к реальным, возможно, с участием симулированных пациентов.
Реализация станции "Коммуникация" на практико-ориентированном этапе аккредитации медицинских специалистов с позиций организации и научно-методической проработки оценивания навыков общения со стандартизированным пациентом в симулированных условиях практико-ориентированного этапа аккредитации медицинских специалистов.
В статье представлены результаты, достигнутые в процессе проведенного исследования при обучении врачей-анестезиологов-реаниматологов по дополнительной программе повышения квалификации «Особенности ИВЛ у пациентов с вирусной пневмонией (COVID-19)» во время пандемии COVID-19.
Данная программа была реализована в медицинском симуляционном центре Боткинской больницы. В период с апреля 2016 по апрель 2017г. в симуляционном центре прошли обучение 14 практикующих врачей стационарного звена по курсу «Основные принципы эндоскопической эндоназальный хирургии. Базовый курс» без предварительного опыта в эндоскопической эндоназальной хирургии. В ходе отработки оригинальной методики, разработанной специально для этого курса, проведен анализ кривых обучения, утомляемости, формирования координации движений и адаптации визуального анализатора.
В статье представлена система организации симуляционного обучения врачей по программе непрерывного медицинского образования повышения квалификации по специальности «Хирургия» цикла «Основы эндовидеохирургии». В результате освоения программы врач приобретает основные навыки эндовидеохирургических манипуляций. При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.
Использование образовательных программ на основе симуляционных технологий позволит вывести на более высокий, современный уровень обучение и подготовку пожарных и спасателей, что в свою очередь повысит профессионализм и конкурентноспособность выпускников ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» и положительно отразится на качестве оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, увеличит количество выживших в чрезвычайных ситуациях, уменьшит показатели смертности, будет способствовать укреплению психологического здоровья специалистов.
В данной работе рассматривается необходимость подготовки курсантов к работе в экстремальных условиях. Разработана специальная методика преподавания, которая оказалась высоко эффективной.
Проанализирован первый опыт дистанционного преподавания общей хирургии студентам третьего курса Медицинского факультета СПбГУ.
В статье рассматривается возможность применения видеоматериалов при дистанционном образовании и перспективы их использования в очном формате обучения. Исследование показывает возможность совмещения реальных и дистанционных технологий, как для проведения занятий со студентами, так и в рамках подготовки к прохождению станций ОСКЭ.
При оказании первой помощи по отработанным клиническим ситуациям создание высокореалистичных симулированных условий приводит к увеличению несоответствий при выполнении алгоритма действий и сбою дифференцированного подхода к оказанию первой помощи, что требует проведения повторных тренингов для закрепления навыков.
В работе рассматривается возможность использования в процессе обучения врачей методики компьютерной технологии «Создание карты-схемы» для повышения эффективности обучения на цикле «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия».
В работе рассматриваются особенности приема на обучение в ординатуру в условиях пандемии.
В настоящее время в Российской Федерации разработана нормативно-правовая материальная база для применения симуляционных технологий при подготовке в клинической ординатуре по анестезиологии-реаниматологии. В то же время, существует комплекс факторов (кадровые ресурсы, оснащенность симцентров оборудованием, методика проведения занятий и т.п.), влияющих на эффективность использования данных технологий в образовательном процессе
В работе описывается актуальность разработки рекомендаций по сохранению здорового психологического климата в коллективе медицинских работников во время пандемии.
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также тяжелым протеканием заболевания в ряде случаев, службам здравоохранения требуются специалисты для проведения инвазивной респираторной поддержки. В связи с этим, в симуляционном центре ВГМУ им. Н.Н. Бурденко ведется симуляционное обучение врачей хирургических специальностей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инвазивная искусственная вентиляция легких и другие методы респираторной поддержки у пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19»
В работе проводится сравнение эффективности дистанционной и очной форм обучения первой помощи.
В работе описываются принципы создания временных госпиталей, параметры учреждений, необходимых для экстренного перепрофилирования немедицинских учреждений в медицинские.
В данной работе представлены особенности алгоритма создания и наполнения образовательной платформы дистанционного обучения в симуляционных центрах. Актуальность статьи обуславливается современной эпидемиологической обстановкой в стране и в мире, необходимостью использования методик дистанционного образования. Предполагаемыми результатами является упрощение процесса создания образовательных платформ и ресурсов для проведения симуляционного обучения в рамках дистанционного режима работы.
Представлены результаты разработки планировки, оснащения специальным технологическим оборудованием и опыт работы производственно-технологического отдела симуляционного центра «Учебная аптека». Данный отдел позволяет сформировать в процессе обучения и оценить в процессе аккредитации профессиональные навыки провизоров и фармацевтов по аптечному изготовлению лекарственных средств и организации технологического процесса.
В работе представлена возможность использования при обучении эндоскопии компьютерных программ, включающих элементы виртуальной реальности.
В рамках симуляционного курса в ходе контроля самостоятельной работы студентов 6 курса лечебного факультета использовалась программа «Виртуальный пациент Академикс3D». Обучающая программа «Виртуальный пациент Академикс3D» является эффективной педагогической технологией и может быть использована при подготовке по курсу «Внутренние болезни» на разных курсах. Особая эмоциональная атмосфера создается высокой реалистичностью профессиональной ситуации, что способствует усвоению учебного материала и повышает качество обучения.
Статья освещает опыт работы АСЦ кафедры акушерства и гинекологии им. проф. В.С.Груздева Казанского ГМУ по обучению врачей акушеров-гинекологов в условиях введения особых мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Поддержание профессиональных компетенций у врачей является актуальной задачей Национального проекта «Здравоохранение». В условиях пандемии обеспечение сохранности здоровья обучающихся становится приоритетной задачей любого образовательного учреждения. Цель: обеспечение качественного обучения врачей с соблюдением особого санитарно-гигиенического режима.
При проведении сравнительного анализа простых и командных тренингов анестезиологов-реаниматологов и акушеров-гинекологов выявлено значимое влияние стресс факторов на профессиональность выполнения технических навыков, что приводило к увеличению времени диагностики состояния клинической смерти, приводило к ошибкам при проведении электроимпульсной терапии и обеспечении проходимости дыхательных путей, а так же удлиняло время извлечения плода.
Проведенный анализ результатов выявил значимое повышение уровня навыков благодаря объективной оценке каждого из параметров, что позволяет максимально эффективно корректировать и выявлять погрешности при отработке какого-либо эндохирургического навыка.
В работе изучаются медицинские потери, связанные с отсутствием бережливых технологий в травматологических пунктах, а также выявляются возможные пути решения данной проблемы.
В работе проводится анализ рабочего места врача и медицинской сестры в кабинете неотложной травматологии и ортопедии, делается вывод о необходимости стандартизации медицинских процессов, что способствует повышению эффективности оказания помощи пациентам с травмами и острыми заболеваниями опорно-двигательной системы.
В работе описываются возможные электронные образовательные ресурсы по иностранному и латинскому языку при переходе на дистанционное обучение, облегчающие освоение материала студентами медицинских учреждений.
Классическим методом обучения в медицинском вузе является клиническое обучение. Однако, в последнее время, в медицинском образовании всё больше наблюдаются несколько тенденций, препятствующих полноценному клиническому обучению, в том числе чрезвычайные ситуации в виде пандемий, заставляющие медицинские вузы переходить к обучению в дистанционном формате. Мы предлагаем инновационный метод обучения, основанный на применении виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения, показавший свою эффективность.
В работе доказывается необходимость проведения обучения медицинских сестёр навыкам ухода за имплантируемыми венозными порт-системами с применением симуляционных технологий.
Проанализировано 50 анкет медицинских работников, прошедших обучение на Фабрике медицинских процессов «Профилактический осмотр». Выделено 5 факторов, оказывающих влияние на мотивацию и результативность обучения. Показана актуальность обучения инструментам бережливого производства в системе Непрерывного медицинского образования.
Система обучения студентами-наставниками может быть использована в различных ситуациях-от обучения фундаментальным дисциплинам и критическому мышлению до помощи студентам в решении различных ситуаций. Участвующие студенты-наставники получают академическую и профессиональную пользу от этого взаимодействия.
Альтернативой реальным пациентам предлагается современная технология виртуальный пациент с возможностью многократного повторения случаев и проведения дебрифинга. В исследовании изучалось самовосприятие студентов при обучении на BodyInteract. Применялся опросник для студентов специальности «общая медицина», который использовали после завершения клинического сценария. Результаты показали, что более 80% студентов отметили положительное влияние на развитие клинических навыков в кризисной ситуации. BodyInteract способствует развитию клинической компетентности.
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции возникла острая необходимость в дополнительных квалифицированных медицинских кадрах. В работе обозначаются основные аспекты деятельности образовательного учреждения, направленные на успешную организацию процесса.
Представлен опыт проведения практических занятий у медицинских сестер по применению СИЗ в условиях угрозы распространения COVID-19 на примере ГАУ ДПО Республики Башкортостан Центр повышения квалификации».
Опыт работы подобной модели образовательного симуляционного центра как структурной единицы многопрофильного медицинского учреждения позволяет признать ее эффективной и использовать при реализации программы модернизации системы здравоохранения Республики Беларусь.
Изучению мотивации студентов-хирургов посвящена данная работа. Предлагается использование соревновательного элемента в обучении хирургии для повышения мотивации к занятиям в симуляционных классах.
В работе проводится анализ эффективности внедрения инструментов бережливых технологий при стандартизации медицинских процессов при оказании экстренной медицинской помощи, что является особенно актуальным в период пандемии.
В работе рассматривается необходимость использования симуляционного оборудования при подготовке будущих врачей-лечебников. Занятия с использованием такого оборудования формируют индивидуальную ответственность каждого конкретного обучающегося за конечный результат выполненных практических навыков.
В работе рассматривается проблема взаимодействие врача и пациента, необходимость приобретения студентами коммуникативного навыка для правильной постановки диагноза.
Эффективная командная работа является качественным инструментом для построения более эффективной и ориентированной на пациента системы оказания медицинской помощи. Работая в командах, врачи-ординаторы моделируют ситуации, контролируют действия себя и своих коллег по команде, лучше усваивают практические навыки. Такая система обучения - оптимальна в процессах оказания помощи в коллективе, но зависит от определения основных элементов этой системы
Обозначены основные проблемы привлечения лиц на роль «стандартизированного пациента» в процедуре оценивания коммуникативных навыков врачей при аккредитации медицинских специалистов; предложены возможные направления решений.
В работе приводится описание методики CBL Case-Based Learning, доказывается высокая эффективность занятия при работе с малыми группами.
Авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению мнения кандидатов о проведенном дифференцированном отборе для обучения по программам резидентуры. С целью качественного отбора претендентов для обучения в резидентуре проводится объективный структурированный клинический экзамен, включающий станции множественного мини-интервью. В исследовании были получены положительные отзывы в отношении процедуры отбора, как о качественном и надежном методе оценки способности к обучению, при этом ситуационные задачи были не сложными, понятными и доступными для понимания цели отбора.
Проведение тренингов командообразования является важным компонентом повышения квалификации специалистов акушерско-педиатрической службы. Проведение симуляционных тренингов в период высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции имеет особенности. Педагогические исследования позволили провести сравнительный анализ уровня сформированности навыков командного взаимодействия при обучении специалистов с применением традиционной и адаптированной к новым условиям модели тренинга симуляционного обучения.
В условиях пандемии все образовательные учреждения были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Быстрая реакция сотрудников, студентов и преподавателей на создавшиеся новые условия позволила мобилизовать внутренние интеллектуальные ресурсы для дистанционного обучения в симуляционном центре. Анализ эффективности имеющихся электронных ресурсов позволил гибко и быстро перестроить образовательный процесс в симуляционном центре. В целом, и студенты, и преподаватели получили бесценный опыт преподавания и обучения во время тотальной самоизоляции и дистанционного обучения.
Виртуальное (цифровое) обучение обсуждается с точки зрения теории Маслоу. Определяется возможность естественного встраивания цифрового обучения в пирамиду потребностей современного человека.
В работе авторы описывают дистанционный формат обучения по дисциплине "Базовые медицинские манипуляции" студентов 2 курса иностранного отделения, обучающиеся на английском языке. Студенты-иностранцы были вынуждены оставаться во время чрезвычайного положения в условиях самоизоляции, а именно в общежитиях, и обучались практическим навыкам в дистанционном формате. Данные условия преподавания и обучения были созданы впервые, поэтому студентам приходилось адаптироваться, повышать ответственность за свои знания и развивать самодисциплину.
В работе исследуются особенности дистанционного обучения в медицинском вузе и выясняется возможность полного перехода на такой формат обучения.
Дистанционное обучение полностью не заменяет живое обучение, но имеет свои преимущества. Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения, мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Любые системы поддержки принятия врачебных решений должны рассматриваться, в первую очередь, как медицинские технологии помогающие улучшить процесс оказания медицинской помощи пациенту. Опыт показывает, что эти системы могут значительно улучшить качество диагностики и лечения многих социально значимых заболеваний
В работе доказывается необходимость проведения тренингов на симуляторе «ArthroS» для отработки мануальных навыков врачей хирургических специальностей, в частности травматологов.
Рассматриваются основные понятия профессионального обучения специалистов столичного здравоохранения в период пандемии. Обучение проводится с целью повышения качества подготовки квалифицированных специалистов, владеющих современными знаниями и практическими навыками в связи с угрозой распространения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В работе исследуется влияние использования тренажера LapSim® на эффективность отработки курсантами базовых навыков в лапароскопической хирургии. В результате выяснилось, что использование виртуального тренажера-симулятора LapSim® в учебном процессе существенно, в 2-3 раза снижает количество ошибок, которые допускают начинающие хирурги.
В работе изучается проблема профориентационной работы со школьниками, выявлена высокая необходимость такой деятельности для формирования осознанной профессиональной мотивации к поступлению в медицинский вуз.
ISSN 2687-0037 (Online)