ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Данные обратной связи, получаемые в процессе анкетирования членов аккредитационных подкомиссий, являются одним из значимых компонентов последовательного совершенствования аккредитационного процесса. В статье приведено сравнение данных пилотного и многоцентрового этапов проспективного слепого исследования «Аккред-РОСОМЕД», посвященного аналитике анкетирования членов аккредитационных подкомиссий касательно наиболее актуальных вопросов процесса аккредитации в период с 2022 по 2023 г. Данные исследования подчеркивают важность рассматриваемых вопросов, формируя основания для последующего продолжения исследования с целью предоставления наиболее полной и подробной картины аккредитационного процесса в регионах нашей страны и сравнения его с международным опытом.
Цель – описание метода создания и опыта использования VR-библиотеки нейрохирургической интракраниальной патологии. Материалы и методы. Для создания 3D моделей использованы КТ и МРТ изображения. Сегментация производилась в программе Inobitec. Воспроизведение 3D моделей выполнялось в Blender с помощью VR-очков Oculus Quest 2. Результаты. Создана VR библиотека на основании данных 100 пациентов. Представлены 3 клинических наблюдения использования VR технологии. Заключение: VR-библиотека позволяет изучать индивидуальную анатомию пациентов, улучшать планирование операции.
В статье выделены критерии оценки качества подготовки выпускников факультета ординатуры к станции «Сбор жалоб и анамнеза» первичной специализированной аккредитации специалистов. Проведена обработка чек-листов станции «Сбор жалоб и анамнеза» первичной специализированной аккредитации выпускников факультета ординатуры по специальности «Терапия» и «Онкология» на базе БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» за 2021-2023 года. Выявлены системные ошибки – прежде всего, в области обобщения изложенных пациентом жалоб. Обнаружено частое невыполнение пунктов, касающихся заботы о комфорте пациента. Отдельные результаты исследования будут использованы при подготовке обучающихся факультета ординатуры по специальности «Терапия» и «Онкология»
ТЕЗИСЫ
Каротидная эндартерэктомия в настоящее время является самым востребованным оперативным вмешательством в сосудистой нейрохирургии. С каждым годом возрастает количество нейрохирургических стационаров, в которых выполняется данная операция. В данной статье оценены результаты симуляционного обучения нейрохирургов каротидной эндартерэктомии.
Одной из основных целей ассоциации интервенционного лечения боли (АИЛБ) является расширение спектра противоболевых вмешательств и распространение этих навыков среди врачей различных специальностей, в т.ч. и нейрохирургов. В статье описана деятельность АИЛБ и оценена ее значимость в подготовке нейрохирургов амбулаторного звена.
Хронический болевой синдром (ХБС) является актуальной и социально значимой проблемой в современной медицине. Данная статья представляет собой обзор независимой ассоциации АИЛБ (ассоциация интервенционного лечения боли) в последипломном образовании специалистов. Перечислены основные задачи, деятельность и направления данной ассоциации. АИЛБ проводит мастер классы для различных специалистов, что позволяет снизить технические ошибки при лечении пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника.
Аддитивные технологии (3D печать) могут использоваться в обучении хирургического лечения заболеваний и повреждений позвоночного столба благодаря возможности производства как стандартных анатомических моделей, так и моделей основанных на данных визуализации пациентов. Представленные возможности позволяют отрабатывать и поддерживать мануальные хирургические навыки, выбирать наиболее подходящие тактики оперативного лечения на дооперационном этапе с учетом индивидуальных анатомических особенностей пациентов и особенностей патологического процесса.
Оказание экстренной помощи пациентам является базовым навыком для врачей любой специальности. Переполненность отделения неотложной помощи — это актуальная проблема общественного здравоохранения, которая затрагивает все страны мира. Medical Triage или сортировка — это процесс определения приоритета оказания медицинской помощи пациентам в зависимости от тяжести состояния
Симуляционное обучение в медицине – это интерактивный вид деятельности через погружение в среду путем воссоздания реальной клинической ситуации. Это вид обучения, в ходе которого: обучающийся связывает теоретические и практические знания без привлечения пациентов. В последние годы перед здравоохранением остро возникла необходимость повышение уровня и качества медицинской помощи населению. Чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда надо повышать практико-ориентированную подготовку будущих врачей, их компетентность и конкурентоспособность. Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов практическим навыкам и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений.
Сервисно-технический отдел в симуляционном центре играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности обучения медицинских специалистов. Он отвечает за техническое обеспечение симуляционных программ и оборудования, а также за их обслуживание и ремонт. Сотрудники сервисно-технического отдела должны обладать знаниями в области медицинской техники, электроники, программирования и механики, также должны уметь настраивать и калибровать оборудование, устранять неисправности и обеспечивать его бесперебойную работу.
В 2024 году в Ростовском государственном медицинском университете впервые была проведена олимпиада для учеников 8-11 классов «Мой путь в медицину». Проведена сравнительная оценка результатов прохождения практикоориентированного этапа олимпиады разными категориями школьников. Установлено, что школьники, прошедшие симуляционное обучение, продемонстрировали лучшие результаты в рамках практикоориентированного этапа олимпиады в сравнении со школьниками, интересующимися медициной, но не имевшими предварительной подготовки с использованием симуляционных технологий.
В данной работе изучается уровень удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, преподавания и материально-технического обеспечения учебного процесса Центра практических навыков.
В настоящее время симуляционное обучение является одним из наиболее эффективных методов подготовки медицинских работников в экстренной медицине. Оно позволяет имитировать различные ситуации, которые могут возникнуть в клинической практике, и развивать навыки принятия решений в условиях стресса. Однако, для того чтобы симуляционное образование было более эффективным, необходимо учитывать некоторые аспекты. Например, важно создавать реалистичные сценарии, которые будут максимально приближены к реальным ситуациям.
На сегодняшний день инклюзивное образование — это наиболее эффективный способ предоставления всем обучающимся равных шансов на получение знаний и освоение практических навыков. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, адаптированные методики обучения и другие возможности. В Симуляционном центре Казахского Национального Медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова внедрен метод инклюзивного обучения «марионетка» для овладения практическими навыками будущих специалистов здравоохранения.
Операцией выбора для паллиативной коррекции дисфагии общепризнана чрескожная эндоскопическая гастростомия (ЧЭГ), которая выполняется с участием хирурга и эндоскописта. Редкость выполнения операции осложняет обучение, сохранение мануальных навыков и координированности работы бригады. В тезисах изложена апробация разработанного симулятора для отработки всех этапов ЧЭГ (RU2765110C1), который позволяет приобрести и сохранить необходимые мануальные навыки и координированность взаимодействия операционной бригады, что снижает риск развития осложнений и уменьшает время выполнения процедуры (p<0,05).
Роботизированный манекен "Аполлон" — это уникальный тренажер для симуляционного обучения студентов, интернов и врачей, который позволяет имитировать различные ситуации в медицинской практике. Он создан на основе анатомических данных и имеет множество функций, которые позволяют обучающимся отрабатывать свои навыки и получать опыт в разных клинических ситуациях, таких как оказание первой помощи, проведение медицинских манипуляций, осмотр и лечение пациентов с различными заболеваниями и т.д.
В статье представлены результаты высоко реалистичной симуляции «in situ» в машине скорой медицинской помощи. В профессиональном стандарте врача анестезиолога-реаниматолога регламентированы действия врача при оказании различных видов специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе в составе врачебной специализированной бригады скорой медицинской помощи, что требует соответствующей подготовки специалиста.
В данной работе представлен опыт подготовки по первой помощи с использованием симуляционных технологий сотрудников предприятий регионов (на примере ДНР и ЛНР), в которых введено военное положение.
Представлен опыт преподавания боевой хирургической травмы конечностей на основе подхода «Перевернутое обучение» студентам, обучающимся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Предлагаемая система преподавания способствует осознанному формированию необходимых профессиональных и общепрофессиональных компетенций.
Модель «перевернутый класс» (МПК) один из инновационных подходов в высшем образовании с применением информационных технологий, при котором студенту дается теоретический материал для самостоятельного изучения перед встречей с преподавателем. Анализ доступных литературных источников с сопоставлением с ситуацией в реальном вузе показал, что применение МПК в медицинском образовании расширилось в связи с развитием мультимедийных технологий. Внедрение МПК в медицинском вузе обеспечит модернизацию учебного процесса и повышение качества высшего медицинского образования.
Высокий уровень коммуникативных навыков (КН) медработников повышает приверженность к лечению и способствует улучшению показателей исходов лечения.
Работа выясняет и описывает существующие барьеры и сложности изучения, преподавания и оценки КН будущих врачей, предлагаются подходы к улучшению учебного процесса. Изучены современные рамки, модели и стратегии обучения, позволяющие эффективно интегрировать дидактические компоненты КН в образовательную программу. Особое внимание уделено системе подготовки медицинских кадров Армении.
В работе представлены результаты проведения мастер-класса «Кардиохирургическое вмешательство» для обучающихся в ординатуре по специальности «Хирургия» и членов хирургического студенческого научного кружка в рамках дополнительного обучения. В результате участники освоили такие технические навыки, как наложение анастомозов между аутовеной и коронарной артерией, мобилизация правой и передней межжелудочковой артерий, артериотомия, техника сосудистого шва и контроль его герметичности, различные варианты пластики аортального клапана.
В современном медицинском образовании применяют инновационные методики для повышения эффективности обучения, например такие, как кейс–ориентированное обучение. Оно развивает критическое мышление, учит анализу и принятию решений. В работе описан процесс создания и реализации кейсов для студентов и слушателей ДПО медицинского колледжа.
Симуляционное обучение в современной медицине — это признанная технология обучения и оценки практических навыков, умений, основанная на реалистическом моделировании, имитации клинической ситуации, для чего используются различной сложности и реалистичности учебные модели. Симуляционное обучение в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии является ведущим в создании условий для развития широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту и без которого невозможно представить образование в современное время.
В статье представлен опыт работы МАСЦ ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России с марта 2021 по январь 2024 года.
С 2024 г. «Трепанобиопсия» включена в симуляционный этап первичной аккредитации специалистов по специальности «Гематология».
Авторы проанализировали опыт организации соревнований "Спасательная цепочка-2024" для служб экстренного медицинского реагирования. Обновленный конкурсный этап "Минно-взрывная травма" позволил выявить направления коррекции образовательных программ для специалистов скорой медицинской помощи. В условиях высокой вероятности массовой минно-взрывной травмы это имеет большое значение для повышения уровня готовности догоспитального этапа к оказанию помощи в условиях ЧС.
Представлен опыт обучения студентов-медиков быстрой оценке общего состояния пациента в условиях ургентной ситуации путем тренингов в виде «учебной игры» для определения десяти важных клинических показателей (сознание, положение, артериальное давление, пульс, индекс Альговера, температура, дыхание, стул, моча, сатурация) с интерпретацией и обобщением полученных результатов. Данный способ повышает эффективность обучения, так как практико-ориентирован, предусматривает отработку алгоритма действий, развивает клиническое мышление, современен, интерактивен и не требует финансовых вложений.
Авторы исследования пытаются ответить на вопрос, является ли симуляционное обучение в медицине "классикой" или "новаторством", а также оценить реализованность его преимуществ в практических реалиях, причины неудач и затруднений как участников процесса со стороны обучающихся, так и со стороны обучающих и практикующих специалистов.
В данной работе представлен анализ готовности к оказанию первой помощи сотрудников предприятий на новых территориях РФ (ДНР, ЛНР) в условиях высокой вероятности ракетно-артиллерийских атак, проведенный на основании обучения первой помощи 976 человек.
Проблемы современного мира сопряжены с рисками развития чрезвычайных ситуаций, а также возможными угрозами военных конфликтов и необходимостью эвакуации мирного населения. Важно быть готовым к необходимости быстрого развертывания сборных эвакуационных пунктов для сбора, учета и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. Для отработки навыков развертывания подобных пунктов должны проводиться специальные учения, площадкой для которых может стать симуляционный центр. В работе представлен опыт развертывания тренировочной модели сборного эвакуационного пункта на базе симцентра АГМУ.
Соревнования по догоспитальной экстренной медицине для бригад скорой медицинской помощи и медицины катастроф проводятся в Воронежской области с 2015 года. Ранее в программу включался мастер-класс «Оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайной ситуации (ЧС)», с 2023 года, в связи с необходимостью оценки готовности бригад к работе при массовой минно-взрывной травме, было решено внедрить соответствующий конкурсный этап.
В докладе представлен проект цифрового ассистента на базе социального мессенджера, основной задачей которого является консультативное сопровождение граждан при оказании первой помощи, а также медицинских работников при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
Дисциплина «Педагогика и психология обучения взрослых» (далее — Цикл) играет ключевую роль в подготовке врачей. Цикл помогает специалистам понять особенности взрослых учащихся и адаптировать методы обучения для эффективной передачи медицинских знаний. Программа включает изучение принципов андрагогики, симуляционного обучения и навыков дебрифинга, а также развитие коммуникативных и лидерских качеств.
Комитет по здравоохранению в 2024 году впервые провел конкурс «Лучший молодой специалист сестринского дела» среди медицинских сестер медицинских организаций Санкт-Петербурга.
В работе исследуется отношение опытных врачей к симуляционному обучению. В исследовании приняли участие 16 врачей, обучавшихся на цикле «Экстренная медицинская помощь», со стажем 4-41 год (21,2±11,4). Слушатели прошли темы, посвященные неотложной помощи, далее — анкетирование: все ответили, что стали увереннее в выполнении отрабатываемой методики (100%), 14 человек (87%) отметили необходимость использования симуляторов и тренажеров в обучении.Отработка навыков на симуляторах необходима для внедрения в образовательный процесс не только у групп молодых специалистов, но и у врачей со стажем.
В статье представлены результаты исследования трудных ситуаций общения "врач-пациент" среди медицинских работников с разными возрастами и стажем работы. Выявлены значимые различия в оценке трудных ситуаций общения врачами разного возраста и с разным стажем работы. Наибольшую трудность вызывают нестандартные ситуации общения, такие как "Когда пациент много и не по делу говорит" для молодых специалистов.
Коммуникативная компетентность становится ключевой клинической функцией при построении терапевтических отношений между врачом и пациентом и оказывает влияние на качество оказываемой медицинской помощи. Обучение профессиональным навыкам общения в медицине с использованием сценариев, сформированных под решение определенных задач в соответствии с запросами врачей конкретной специальности, может сделать обучение практико-ориентированным и более эффективным.
Одним из актуальных принципов в развитии здравоохранения является пациент-ориентированность. Цель исследования — выявить уровень и потребность в освоении навыков профессионального медицинского общения среди студентов, преподавателей и врачей в Сибирском государственном медицинском университете. Проведено сплошное анонимное онлайн анкетирование. Выявлен дефицит в знаниях и умениях в области коммуникативных навыков, вместе с тем отмечается достаточно высокий уровень приверженности к партисипативному подходу и положительное отношение к обучению врачей коммуникативным навыкам.
В работе предложен опыт обучения оказанию первой помощи при острой реакции на стресс в рамках симуляционного курса для ординаторов различных специальностей института последипломного образования ВГМУ им. Н. Н. Бурденко. Авторами предложен алгоритм первой психологической помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации. В том числе рассматриваются вопросы первой психологической самопомощи.
Оказание первой помощи является важным навыком, которым должен владеть врач любой специальности. Целью исследования явилось оценка эффективности проведения высокореалистичной симуляции для формирования навыка оказания первой помощи среди ординаторов. Были проведены симуляционные тренинги по оказанию первой помощи среди 351 ординатора первого года обучения. Исследование показало, что проведение высокореалистичных симуляционных тренингов по оказанию первой помощи позитивно воспринимается курсантами, эффективно и значительно снижает уровень страха и повышает готовность к оказанию первой помощи.
Олимпиадное движение имеет широкое распространение в медицинском образовании. Цель исследования: оценить роль олимпиадного движения на примере «Всероссийской олимпиады по детской урологии-андрологии с использованием симуляционного оборудования с международным участием». Участвовали более 100 студентов-медиков. Олимпиады — это эффективный способ профориентации и площадка для усовершенствования знаний и навыков. Традиционный соревновательный формат уже не удовлетворяет потребности участников, которым необходимы дополнительные обучающие модули, мастер-классы, тренинги с обратной связью.
Симуляционный центр играет важную роль в обучении медицинских кадров.
На базе МАСЦ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» уже два года проводится Всероссийская междисциплинарная олимпиада среди ординаторов. Плюсы: погружение в специальность, проработка оперативных вмешательств, улучшение моторики рук, коммуникация между учебными заведениями. Минусы: высокая нагрузка на обучающихся, большие затраты на подготовку конкурсов. Организация и проведение олимпиад в условиях симуляционного центра — прогрессивный этап подготовки медицинских кадров по хирургическим специальностям.
В статье рассматриваются особенности использования иммерсивных симуляционных технологий в ГАПОУ ТО "Тобольском медицинском колледже им. В. Солдатова в процессе подготовки медицинских работников. Появление сложной медицинской техники и технологий, изменение моральных и правовых условий стали одной из причин модернизации системы медицинской подготовки специалиста.
Лидирующее место в структуре гинекологических заболеваний занимает внутриматочная патология, «золотым стандартом» лечения которой является терапевтическая гистероскопия. Проведение гистероскопии в амбулаторных условиях в отсутствие анестезиологического пособия значительно снижает нагрузку на стационарное звено, однако требует качественного обучения специалистов в связи с трудоемкостью манипуляции и отсутствием возможности приобретения навыков интраоперационно. Использование биомоделей для тренинга позволяет специалистам в короткие сроки овладеть данной техникой.
В данной работе проведен анализ составов аптечек для оказания первой помощи в контексте изменений законодательства и текущих реальных обстоятельств.
Представлены результаты работы образовательного центра на базе Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, головной организации по оказанию специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на ЧАЭС. Отмечено, что в учреждении созданы возможности и обеспечены оптимальные условия для реального получения непрерывного медицинского образования.
Многие принципы и методы алгоритма оказания помощи раненым на поле боя могут быть полезны и применимы в мирное время в соответствии с новым утвержденным порядком ППП.
Актуальным и важным в современном мире является обучение населения навыкам оказания первой медицинской помощи при остановке сердца. Представлен опыт организации симуляционного обучения старшеклассников (10 класс) Беларуси в рамках республиканского образовательного проекта «Запусти сердце».
Эффективность аккредитационной сессии во многом зависит от работы аккредитационных подкомиссий (АПК), члены которых должны обладать глубокими знаниями о процессе аккредитации и своих обязанностях. Однако часто наблюдаются проблемы с подготовленностью членов АПК, приводящие к затягиванию процесса аккредитации и развитию конфликтных ситуаций. Представленная в работе инструкция для АПК основана на анализе и обобщении опыта аккредитаций предыдущих лет и нормативных документов Методического центра аккредитации специалистов (fmza.ru).
В современное медицинское образование прочно вошли такие понятия, как информационная цивилизация, глобальная компьютерная сеть, интерактивность, креативность, инновационность. Использование инновационных средств обучения в СПО по специальности "Сестринское дело" позволяет повысить творческую активность обучающихся, повысить качество знаний и позволяет контролировать сам процесс обучения на всех этапах.
В настоящее время приобретает особую значимость охрана здоровья сельского населения. В данной статье представлен опыт организации симуляционного курса "Диспансерное наблюдение на ФАП", рассмотрены практические вопросы его проведения и результаты.
Важнейшей частью современного здравоохранения является сестринское дело, располагающее значительными кадровым ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной приемлемой медицинской помощи.
В исследовании проведен анализ обратной связи от членов АПК и определено значение многоцентрового проспективного международного исследования АККРЕД-РОСОМЕД. В анализ включены 410 анкет членов АПК из 11 регионов РФ в период работы подкомиссий в 2022-24 гг. Проанализированы: составы, информированность, подготовка, мотивационные факторы членов АПК, степень удовлетворенности станциями ОСКЭ и подготовкой аккредитуемых и другие вопросы. Было продемонстрировано значение исследования АККРЕД-РОСОМЕД для дальнейшего развития профессиональной оценки специалистов и необходимости дальнейших исследований.
Доклад "Опыт применения иммерсивных технологий" освещает передовые подходы в медицинском образовании с использованием виртуальной и дополненной реальности. Будут рассмотрены конкретные примеры внедрения иммерсивных технологий в обучение студентов-медиков и профессионалов, включая симуляцию сложных клинических ситуаций, виртуальные операции и дистанционное обучение. Доклад также затронет оценку эффективности данных методов, их влияние на уровень подготовки специалистов и перспективы дальнейшего развития.
Проведено сравнительное исследование эффективности различных методик обучения сотрудников правоохранительных органов Краснодарского края по оказанию первой помощи с учетом специфики условий служебной деятельности.
Представлены результаты исследования, целью которого являлось использование активных методов создания имитационной среды обучения для совершенствования социально-когнитивных навыков врача. Основное внимание уделено интеграции ситуативного обучения, активных методов и социально-психологических подходов для формирования профессиональной компетентности и готовности к практической деятельности. В исследовании сделан акцент на развитие социально-когнитивных навыков и умений через использование ситуационно-ролевых игр, тренингов, дискуссий, case-study, деловых игр и других методов обучения.
Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национальных проектов «Здравоохранение», «Демография» и «Семья». Разработка новейших технологий в медицине определяет потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной подготовке врачей. В связи с этим возникает необходимость изменения методологии подготовки врачей в настоящее время.
В условиях растущей потребности в паллиативной медицине, вероятно, потребуется реорганизация существующей системы подготовки среднего медицинского персонала, включение в учебную программу учреждений среднего профессионального образования (далее СПО) курса паллиативной медицинской помощи (ПМП), внедрение активных методов обучения. Поэтому важным направлением выделяется подготовка и обучение медицинских работников, оказывающих паллиативную помощь, в том числе, сестринского персонала для оказания сестринского ухода за инкурабельным больным.
Уметь оказывать медицинскую помощь пациенту в неотложных и экстренных ситуациях должен врач любой специальности. В тезисах представлены результаты исследования, в котором сравнивались группы специалистов, проходивших и не проходивших аккредитацию, обучавшиеся на специализированных циклах и нет. Выявлялось знание алгоритмов и организационных вопросов оказания данных видов помощи в учреждениях. На основании полученных результатов предложены меры для улучшения качества подготовки врачей к оказанию неотложной и экстренной медицинской помощи.
Проведение скрининга является важнейшей частью практического здравоохранения Республики Казахстан. Скрининг — это процесс массового обследования или тестирования группы людей с целью выявления у них потенциальных заболеваний или состояний на ранней стадии, еще до появления явных симптомов. Цель скрининга — раннее обнаружение проблем со здоровьем, что позволяет начать лечение или профилактику на более раннем этапе и повысить эффективность медицинского вмешательства.
Основным отличием авторской образовательной программы "Терапевтический пациент на амбулаторном приеме" является внедрение симуляционных технологий. В структуру курса входит 5 дней обучения, в ходе которых применяется последовательное и совместное применение интерактивных лекций, на основе международных рекомендаций и протоколов лечения Республики Казахстан, а также отработка практических навыков на современном симуляционном оборудовании.
Для выработки профессиональных компетенций среднего медицинского персонала у учащихся медицинских колледжей использованы командные тренинги с распределением ролей совместно со студентами медицинского университета. В результате выявлено, что отработка изолированных практических навыков недостаточна для выработки профессиональной компетентности высокого диапазона. Командные тренинги позволяют формировать реальные профессиональные компетенции, как врачебного, так и среднего медицинского персонала, позволяя скорректировать и закрепить технические и нетехнические навыки.
В современном медицинском образовании значительную роль играют симуляционные технологии, позволяющие моделировать клинические ситуации и оттачивать навыки медицинских специалистов в безопасной среде. Всероссийская олимпиада по терапии с международным участием стала площадкой для демонстрации эффективности таких технологий. В данной работе рассматривается использование платформы DIMEDUS для проведения олимпиады, а также анализируются преимущества и результаты этого подхода и платформы в целом.
Авторами описаны функциональные возможности онлайн-платформ AMRmap и AMRbook. Использование платформ наглядно демонстрирует всю глубину и опасность проблемы нарастающей антибактериальной резистентности и позволяет не совершать ошибки при подборе антибактериальной терапии. Указанные платформы — удобные веб-продукты для визуализации учебного материала, способные погрузить студента медика в пространство его будущей профессиональной деятельности. Активные методы обучения с использованием платформ AMRmap и AMRbook по мнению авторов повышают мотивацию и усвоение учебного материала студентами.
В течение последних десятилетий в России проведена огромная работа по стандартизации манипуляций и процедур общего и медицинского ухода в виде технологий простых медицинских услуг и стандартных операционных процедур. Приведен опыт разработки, апробации и внедрения стандартов сестринской практики в деятельность медицинских организаций Тюменской области. Обоснована необходимость актуализации технологий простых медицинских услуг с использованием подходов доказательной сестринской практики для унификации алгоритмов первичной аккредитации.
Дисциплина "Управление персоналом в медицинской организации", включенная в образовательную программу подготовки бакалавров сестринского дела в Тюменском ГМУ включает две модульные единицы: Основы управления человеческими ресурсами и Управление персоналом в медицинской организации. Ее востребованность подтверждается результатами трудоустройства бакалавров сестринского дела на должности старших медицинских сестер, преемственностью обучения в магистратуре по Управлению сестринской деятельностью, мнением работодателей.
Симуляционное обучение в детской хирургии с использованием лапароскопических тренажеров и очков виртуальной реальности Kyalio VR surgical training повышает эффективность подготовки хирургов, сокращает время адаптации к реальным операциям и улучшает качество медицинской помощи детям.
Представлены основные должностные обязанности ассистента врача-ортодонта, его роль в оказании стоматологической помощи при клиническом приеме. Рассмотрена необходимость введения в процесс обучения среднего медицинского персонала узкой специализации по ортодонтии.
В статье показаны результаты теоретического исследования проблемы повышения эффективности профилактической деятельности врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) путем разработки технологии первичной профилактики аддиктивного поведения пациентов методом формирования личностной саморегуляции и методики формирования компетенций врачей по профилактике аддиктивного поведения пациентов с применением медицинской симуляции.
Доложен первый опыт планирования, разработки и реализации электронных курсов на базе программ дополнительного профессионального образования медицинских работников нефтегазовой отрасли. Проведен анализ целесообразности и экономической выгоды электронного обучения в дистанционном формате. Показано, что для определенной части тематик обучения медицинских работников такой формат является предпочтительным. В то же время проведение электронного обучения по тематикам, требующим постоянного обновления, требует особого подхода к редактированию материала, показаны пути решения этой проблемы.
Компетентное общение врача с пациентом — один из важнейших аспектов высококачественной медицинской помощи. Эффективная коммуникация способствует улучшению качества консультаций, повышению удовлетворенности пациентов и сохранению эмоциональных ресурсов специалистов. Мы разработали и внедрили локальный образовательный модуль «Навыки коммуникации с пациентами» для сотрудников многопрофильного медицинского центра “УГМК-Здоровье”. В план развития центра включено систематическое обучение эффективной коммуникации в медицине для всех специалистов, а это более 700 врачей и 400 медицинских сестер.
В статье представлены результаты деятельности консорциума "Первая помощь и цифровое здоровье населения" и ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, как высшего учебного заведения — лидера и провайдера эффективного образования по программам оказания первой помощи.
В рамках реализации реформы динамического наблюдения в клиниках Viamedis запланировано расширение должностных функций медицинской сестры с осуществлением полноценного сестринского приема хронических пациентов. В понятие «сестринский прием» входит первичный осмотр, физикальное обследование, оценка состояния в динамике, назначение плана исследований и их интерпретации согласно нормативно-правовым актам Республики Казахстан, выявление тревожных клинико-лабораторных признаков, определение тактики ведения пациента в рамках сестринской компетенции и дальнейшая маршрутизация.
Методика «Стандартизированный пациент» (СП) может быть использована в качестве контроля практических навыков у студентов медвуза. В статье приведены понятия, преимущества и недостатки внедрения в образовательной практике.
Обструкция дыхательных путей инородным телом (ОДПИТ) занимает 4 место среди причин смертности детей и подростков. Несмотря на развитие и распространение методов экстренной помощи населению, внедрение эндоскопических методов исследования и лечения, повышение уровня знаний медицинского персонала и населения по оказанию первой помощи, данная проблема крайне актуальна в настоящее время. В рамках настоящего исследования проведен детальный анализ эпизодов ОДПИТ у детей в Рязанской области за 5-летний период, описаны клинические случаи, позволяющие оценить важность ранней диагностики и лечения.
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий по профилю «Акушерское дело» включены дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) и тренинги в симуляционных центрах. Представлены результаты эффективности тренинга у акушерок родильных стационаров по специальности «Акушерское дело» по теме «Отработка практических навыков алгоритма действий при диагностике умеренной и тяжелой преэклампсии у беременной и роженицы в родильном стационаре» в федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ.
В статье рассмотрены актуальные вопросы применения на практике симуляционного оборудования в рамках обучения студентов медицинского университета. Авторами очерчены основные преимущества, которые получают студенты медицинского университета при изучении патологий легких и сердца в процессе использования симуляционных технологий, приведены результаты эмпирического метода исследования с использованием анкет и опросов студентов, проведенных после завершения обучения на симуляционном оборудовании.
Представлены данные экспериментального исследования, в котором рассматривается как разработанная тренинговая программа повышает коммуникативные навыки врачей эндокринологов в терапии пациентов подросткового возраста с хроническим соматическим заболеванием (на примере сахарного диабета 1 типа), что, в свою очередь, способствует повышению качества коммуникации между врачом и пациентом и росту комплайентности у пациентов.
В исследовании рассматривается, как разработанная тренинговая программа повышает коммуникативные навыки врачей эндокринологов в терапии остеопороза у возрастных пациентов, что способствует повышению качества коммуникации между врачом и пациентом, помогая преодолевать амбивалентность к позитивным изменениям в поведении и лучше придерживаться плана профилактики или лечения.
Современные требования обучения акушера-гинеколога включают удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей специалиста, обеспечение высокой квалификации в современных условиях лечебной деятельности, а также совершенствование профессиональных компетенций по изучаемым темам. В исследовании проанализирована эффективность симуляционного обучения врачей акушеров-гинекологов с использованием симуляционных технологий при критических акушерских состояниях.
Согласно заявлению о глобальном консенсусе по симуляции в здравоохранении, разработанному ведущими мировыми специалистами в данной области, необходимо интегрировать симуляционное обучение в повседневную клиническую практику и медицинское образование. Симуляция должна быть доступна и для специалистов, работающих в селах, а также поддерживаться системой здравоохранения и образовательными учреждениями. В Тюменской области в рамках реализации в 2023-2024 гг. проекта "Внимание! Детская жизнь!" проведено симуляционное обучение экстренной помощи детям для педиатров, фельдшеров, медицинских сестер.
Чемпионаты профессионального мастерства, являются одной из форм оценки профессиональных компетенций. Оценка профессиональных компетенций является предметом интереса работодателей. Требования к современному специалисту очень высоки, это: умение адаптироваться к изменяющимся условиям труда, иметь необходимый набор профессиональных компетенций, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях и принимать важные решения. Для повышения эффективности подготовки и улучшения результатов необходимо систематизировать весь процесс подготовки.
В рамках первичной специализированной аккредитации для оценки действий студента активно используется методика «Стандартизированный пациент». Неоспоримым плюсом данной методики является двухсторонняя оценка действий будущего врача — «пациента» и эксперта. Одновременная запись видео позволяет взглянуть на ситуацию изнутри. При этом, в рутинной практике врача продолжается оформление меддокументации в 2 видах — бумажной и электронной. Потому, становится важным рассмотреть внедрение в программу «Стандартизированного пациента» пункта по обучению работе с электронной медицинской документацией.
В период с февраля по июнь 2024 года на базе института аккредитационных и симуляционных технологий ФГБОУ ВО СГМУ г. Архангельск был реализован пилотный проект в рамках программы «Обучение служением», который был назван «Экскурсионная программа «Шаг в медицину»». Социальным партнером проекта выступило Министерство образования Архангельской области. Социальная задача, поставленная партнером: вовлечение школьников в мир медицины, популяризация медицинских профессий среди школьников, повышение уровня грамотности в сфере охраны здоровья.
Статья посвящена инновационному образовательному проекту — «Школа хирургов». В программу обучения студентов 6 курса лечебного факультета введены дисциплины по выбору, во время которых студентов обучают технике выполнения основных оперативных приемов. Представлен опыт первого года внедрения образовательного проекта. Получены хорошие результаты подготовки обучающихся к этапу ординатуры.
Представлен анализ эффективности симуляционного обучения в выявлении и устранении ошибок в клинической практике по разделу неонатальная реанимация.
В статье рассматривается организация профориентационной работы с обучающимися классов медицинской направленности общеобразовательных школ и применением симуляционных состязаний-квестов и связь с традиционной подготовкой, потенциальное влияние на будущее обучение в вузе и сохранность кадров в Удмуртской Республике.
В работе представлены результаты использования цифровой образовательной платформы «Димедус» в процессе обучения студентов медицинского института в программах профессиональной переподготовки и усовершенствования врачей и медицинских сестер. Сформулированы предложения по различным вариантам комплектации «Димедус».
Врачи различных специальностей, в зависимости от их профессиональной деятельности, в модели «врач-пациент» чаще применяют конкретные навыки профессионального общения. Перечень коммуникативных навыков, используемых врачами различных специальностей отличается. В Тверском ГМУ было проведено исследование, направленное на изучение особенностей применения коммуникативных навыков врачами-терапевтами, врачами-хирургами и врачами-акушерами-гинекологами амбулаторно-поликлинического звена.
Вопросы хирургической безопасности приобретают сегодня особую актуальность. Вектор развития этого стратегически важного направления видится нам в организации эффективного обучения хирургов выполнению алгоритмов хирургической безопасности по различным нозологиям, разрабатываемым экспертными группами Российского общества хирургов. В статье описываются основные этапы организации образовательного процесса для обучения хирургов стандартизированному алгоритму безопасного выполнения лапароскопической холецистэктомии в процессе освоения практико-ориентированной программы «Московская школа хирургии».
Симуляционные курсы играют важную роль в развитии профессиональных компетенций, эмоционально-коммуникативных навыков будущих медицинских работников. Постоянная обратная связь со студентами после завершения обучения симуляционных курсов позволяет актуализировать методику освоения практических и клинических навыков с целью обеспечения высокого уровня подготовки медицинских кадров.
Нами дан анализ причин наиболее часто допускаемых ошибок при освоении навыков первой помощи, влияющих на уровень остаточных знаний обучающихся, по окончании цикла обучения. При изучении данного вопроса были применены составленные авторами тесты, позволяющие оценить приоритетность использования слухового и зрительного каналов восприятия информации обучающимися. Полученные данные позволили корректировать образовательный процесс для повышения качества подготовки.
Представлены данные исследования оценки качества и клинической эффективности стратегии подходов улучшения неонатальной реанимации в родильном зале у доношенных новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии и перенесших неонатальную реанимацию в родильном зале, в условиях регулярных симуляционных ретренингов медицинских специалистов.
В тезисе представлен симуляционный сценарий оказания первой помощи при минно-взрывных травмах, разработанный в соответствии с новым порядком оказания первой помощи, вступившим в силу с 1 сентября 2024 года. Этот порядок основан на алгоритмах, применяемых в зоне боевых действий, разработанных Главным военно-медицинским управлением МО РФ в 2022 году и адаптированных на основе международных протоколов. Сценарий предполагает интерактивную реакцию "пострадавшего" на действия обучающегося, что улучшает отработку навыков в условиях высокой вероятности минно-взрывных травм.
За последние десятилетия не было в образовательном процессе придумано ничего более продуктивного и клинически эффективного, как симуляционные технологии. Проведен анализ мнения студентов 6 курса педиатрического факультета об организации образовательного процесса по специальности "неонатология" (обратная связь — "студенческий голос"). Мнение обучающегося и обратная связь очень важны для совершенствования и успеха образовательного процесса.
Научные исследования в области медицины в рамках кандидатских и докторских исследований — это всегда повод и возможность доказать цель и задачи теории, которая предлагается к защите. При появлении симуляционых технологий с их многогранностью, с точки зрения возможности применения в научной и исследовательской деятельности, происходила постепенная интеграция симуляции в науку. Путь симуляции продолжается и на современном этапе, пройдя трансформацию от теоретического упоминания такого инструмента, до оценки клинической эффективности метода обучения и совершенствования технических навыков.
Динамический образовательный процесс — дидактическая спираль в организации непрерывного обучения по неонатальной реанимации, это «живая», развивающаяся система подготовки медицинских специалистов родовспоможения с прогрессом компетенций от базового уровня до высочайшего профессионализма и мастерства, от технических навыков до надпрофессиональных компетенций.
Проведенное одноцентровое проспективное исследование формирования практических навыков выполнения базовой сердечно-легочной реанимации продемонстрировало высокие результаты при обучении с использованием фантомно-симуляционных методик. При этом определены сроки и объемы редукции навыка выполнения при отсутствии периодических повторных тренировок.
Профессиональная ориентация является необходимым инструментом подготовки подростков к будущей профессии и неотъемлемой работой преподавателя высшей школы на этапах становления врача. Разработка и внедрение деловых игр в медицине позволяют не только заинтересовать обучающихся профессией, но и сформировать основы клинического мышления и командное взаимодействие.
Аккредитация медицинских психологов стала обязательной для всех сотрудников учреждений здравоохранения по данной должности. В настоящее время существует ряд противоречий и сложностей, как на нормативно правовом, так и на организационном уровне. Тем не менее, процедура становится регулярной, и ежегодно ее проходит все большее количество специалистов. Мониторинг основных сложностей и запросов со стороны специалистов-медицинских психологов является основной задачей подразделений, осуществляющих данную процедуру.
24 ноября 2023 года на базе Федерального аккредитационного центра Башкирского государственного медицинском университете (ФАЦ ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России) при поддержке Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) прошла II Международная научно-практическая конференция «Применение симуляционных образовательных технологий в здравоохранении». Мероприятие объединило специалистов из разных городов и регионов и стало площадкой для обсуждения современных подходов в медицинском образовании и обмена опытом в симуляционном обучении.
Научные обзоры играют важную роль в научном процессе, предоставляя исследователям, специалистам и лицам, принимающим решения, всесторонний и критический анализ имеющихся знаний.
На сегодняшний день симуляционное обучение представляет собой инновационный метод обучения, являющийся одним из наиболее эффективных и способных значительно разнообразить учебный процесс. Благодаря этому методу студенты приобретают практические навыки, а также углубляют теоретические знания через моделирование процессов и имитирование ситуаций, с которыми могут встретиться в практической сфере.
Представлен опыт разработки и реализации 4-месячной (с февраля по май 2024 года) дисциплины «Виртуальная пропедевтика» студентами 2 курса лечебного факультета Северо-Западного Государственного Медицинского университета им. И. И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, на базе кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии имени С. М. Рысса. Масштабный научно-практический проект для реализации в цифровой среде — интерактивные уроки и клинические кейсы для обследования виртуальных пациентов, не имеет аналогов в отечественной и мировой образовательной практике.
Качество и безопасность оказания медицинской помощи в современной медицине определяются уровнем сформированности командной компетентности клинических специалистов. В статье приводится описание и достижения 8-и летнего опыта формирования хорошей практики и взаимодействия образовательного учреждения повышения квалификации медицинских работников с городскими медицинскими учреждениями родовспомогательного профиля и акушерскими отделениями входящими в состав ФАП и ЦРБ Омской области на примере симуляционных тренингов командного взаимодействия первичной реанимации новорождённого в родовом зале.
Анонимное анкетирование 40 обучавшихся на языке-посреднике ино-странных студентов из медицинских вузов ряда городов России показало не только высокий уровень реализованной в Центре электронного медицинского образования Волгоградского государственного медицинского университета программы подготовки к первично-специализированной аккредитации, но и проблемы студентов со знанием русского языка, что, в целом, снижает эффективность подготовки будущих специалистов (в частности, терапевтов).
В современной системе медицинского образования развитие коммуникативной компетентности является обязательным условием подготовки квалифицированного медицинского работника. Успешное освоение коммуникативных навыков позволяет повысить качество оказания медицинской помощи населению. Для этого процесс обучения должен быть непрерывным: со студенчества до практической медицинской деятельности. Западно-Казахстанский медицинский университет имени М. Оспанова имеет большой опыт в обучении коммуникативным навыкам, как на додипломном уровне образования, так и на последипломном.
Можно ли научить сопереживать в условиях современных кризисов и геополитической обстановки? Можно ли научить любить людей? Любить коллег? Здесь мы вкладываем в слово любовь огромное количество понятий: сопереживание, уважение, принятие и многие-многие другие. Нас учат сопереживать с раннего детства, но как научить сопереживать человека, который по воле госпожи Медицины видит боль, страдания, человеческие смерти? Сейчас перед сферой дополнительного профессионального образования стоит цель не улучшить, расширить, углубить, а скорее трансформировать личность слушателя.
В работе приведены собственные данные и анализ роли и эффективности применения тренажера виртуальный пациент “Body interact” в процессе обучения госпитальной педиатрии студентов-выпускников педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета за 3 учебных года (период 2021-2024 гг).
Одним из основных источников ошибок преаналитического этапа лабораторной диагностики является взятие венозной крови. Современная медицина позволяет уменьшить количество диагностических ошибок, анализируя основные причины подобных ошибок и предлагая эффективные меры по их предотвращению.
Представляем результаты использования искусственного интеллекта в медицинском образовании на примере офтальмологических симуляторов “Офтальмосим”. Разработаны высокореалистичные симуляторы с технологиями искусственного интеллекта для обучения офтальмоскопии у детей и взрослых, экзофтальмометрии. Программное обеспечение применяет оригинальные клинические датасеты для обучения, контроля знаний дебрифинга и экзамена. Приведена структура интеллектуального сервиса симуляционного обучения, результаты его использования и перспективы развития.
Внедрение методов самостоятельного создания студентами ситуационных задач.
В рамках решения проблемы снижения случаев критических акушерских состояний и материнской смертности сотрудниками ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера по поручению Министра здравоохранения Пермского края разработана комплексная программа обучения сотрудников медицинских организаций акушерско-гинекологического профиля и главных врачей Пермского края. На протяжении года проведена работа организации выездных тренингов и обучения руководителей профильных отделений.
В статье рассматривается важность развития универсальных компетенций у будущих врачей. Сделан акцент на адекватном уровне эмпатии. Приведены результаты тестирования 814 студентов, поступивших на первый курс медицинского вуза. 82% респондентов продемонстрировали нормальный уровень эмпатии, который наблюдается у большей части всех людей. Однако он является недостаточным для того, чтобы быть успешным в профессии врача. Проанализирована степень выраженности эмпатийности у обучающихся на различных факультетах.
Исследование охватило 51 студента, разделённых на 2 группы, обученных алгоритму неотложной помощи при остром коронарном синдроме на симуляторе виртуального пациента «БодиИнтеракт». Первая группа (30 студентов) следовала алгоритму без объяснений преподавателя, вторая (21 студент) — с подробными пояснениями и возможностью задавать вопросы. Через 2 месяца оценка по чек-листу показала, что студенты с объяснениями были на 5-10% эффективнее тех, кто не получил объяснений.
Система управления медицинским симуляционно-аккредитационным центром Аргус не стоит на месте и развивается вместе с центрами, в которых установлена на сегодняшний день. Команда разработчиков стремится облегчить жизнь сотрудников центров при проведении оценочных процедур. Конечно, в первую очередь, речь идёт о федеральной аккредитации. Многие требования по проведению оценочных процедур, требующие дополнительных организационных усилий со стороны сотрудников центра, легко закрываются с помощью Аргус в автоматическом режиме с минимальной предварительной подготовкой.
Умение проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) — один из обязательных навыков врача-неонатолога, закрепленных в Профстандарте.
Целью данной работы явилась разработка методики обучения клинических ординаторов-неонатологов первого года принципам проведения ИВЛ у новорожденных.
Занятия проводятся с использованием реальных аппаратов ИВЛ и робота-симулятора Крошка ЛюСи.
Итогом проведенного симуляционного занятия становится умение выбирать стартовые режимы и параметры в зависимости от гестационного возраста и патологии ребенка, а также их коррекцию при изменении состояния.
В статье рассматривается эффективность использования симуляционных технологий при обучении немедицинских специальностей, на базе кафедры-центра симуляционных технологий.
Методика “перевернутый класс” становится все более популярной в медицинском образовании. В исследовании рассматривается применение перевернутого класса в обучении практическим навыкам детского возраста у студентов-медиков 3 и 7 курсов обучения. Результаты показывают, что обучение с подходом обучения «перевернутый класс» с помощью учебных материалов, представленных преподавателем для самостоятельной подготовки студентов до начала практического занятия, позволяют повысить эффективность обучения в классе.
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации симуляционного обучения для средних медицинских работников в НАО «Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова». Симуляционные технологии позволяют многократно отрабатывать клинические навыки, повышая качество подготовки специалистов. Обучение включает моделирование различных ситуаций, что способствует лучшему усвоению материала, снижению риска ошибок в реальной практике и повышению компетентности специалистов.
Современные подходы к медицинскому образованию требуют использования инновационных методов для эффективного обучения студентов. Одним из таких методов является использование стандартизированных пациентов (СП). В этой статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта, а именно ChatGPT, для создания клинических сценариев, предназначенных для методики СП. Проведенное исследование демонстрирует, как ChatGPT может эффективно генерировать сценарии, соответствующие образовательным целям.
Для оценки эффективности симуляционных технологий при проведении занятий проведено анонимное анкетирование студентов 4 курса лечебного факультета с использованием google-форм. Студенты отметили улучшение практических навыков, удобство изучения и запоминания симптоматики заболеваний внутренних органов, совершенствование знаний по оказанию помощи при неотложных ситуациях. Использование симуляционных технологий при обучении терапии приближает студентов к реальным условиям работы, что значительно повышает их мотивацию к обучению и способствует качественной практической подготовке.
Современная медицина требует от будущих врачей не только глубоких знаний, но и высокоразвитых коммуникативных навыков (КН). В статье рассматривается влияние симуляционного обучения, включая ролевые игры и работу со стандартизированными пациентами (СП), а также применение цифровых технологий, таких как виртуальные платформы и видеоматериалы, на развитие КН студентов медицинских вузов. Обсуждаются результаты, демонстрирующие значительное улучшение КН студентов, а также выявляются проблемные аспекты, связанные с эмоциональной подготовкой.
В данном исследовании представлен сравнительный анализ данных анкетирования студентов 2 курса медицинского университета, завершивших симуляционный курс по базовым медицинским манипуляциям за период с 2018 по 2023 годы. Целью исследования является оценка изменений в восприятии и удовлетворенности студентов данным курсом, а также выявление тенденций и факторов, влияющих на их мнение. Исследование подчеркивает важность регулярного мониторинга и оценки образовательных программ для обеспечения их соответствия потребностям студентов и повышения качества медицинского образования.
Тезис рассматривает возможности развития коммуникативных навыков медицинских работников с помощью искусственного интеллекта.
В настоящее время на основании Приказа МЗ РФ от 31.07.2020 №785н МО должны проводить аудит качества и безопасности медицинской деятельности. Аудит должен включать не только оценку теоретических знаний, но и уровень владения навыками с использованием симуляционных технологий. Проведен аудит по показателям оказания экстренной и неотложной помощи детям в МО. Результаты аудита позволили: совершенствовать подходы к оказанию экстренной помощи детям; сформировать эффективную траекторию обучения специалистов; реализовать тренинги; получить данные о выживаемости навыков; отработать алгоритм аудита.
Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности по направлению оказания экстренной и неотложной помощи детям сегодня является одной из актуальных проблем. Несмотря на необходимость, нет четкого понимания (Что? Как? Кто?) реализации данного контроля. Применение симуляционных технологий является наиболее эффективным форматом как обучения, так и оценки навыков. Как одной из эффективных форм контроля возможно проведение конкурсов среди медицинских организаций с использованием симуляционных технологий и привлечением внешних экспертов (специалистов симуляционного обучения).
The paper presents the process of compiling a psycholinguistic portrait of a "difficult" patient. Based on the data obtained, the "difficult" patient appears as having personal characteristics, characterized by conflict behavior, including resistance to treatment, characterized by the severity of the disease, difficulties in diagnosis and treatment, on the one hand, requiring additional efforts from the doctor, and on the other – stimulating his professional growth. The results of the study can form the basis of educational trainings on medical communication, as well as mechanisms for semantic annotation of texts.
Исследование вербальных средств конфликтной коммуникации необходимо для знания механизмов предотвращения недопониманий в коммуникативных парах «пациент — врач» и «пациент — лечебное учреждение». Выделение и анализ лексико-грамматических маркеров, актуализирующих семантику конфликта, и определение типичных языковых репрезентаций конфликта в обращениях пациентов может стать основой для обучающих коммуникативных тренингов.
Сложнейшей частью подготовки молодых специалистов являются навыки принятия решений, коммуникации, распределения ролей. В Курском ГМУ для развития данных умений проводятся деловые игры, имитирующие работу станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф. Начав с устных упражнений и настольных игр, авторы стремятся разнообразить механики игры и повысить вовлеченность. Результатом стала модель целого региона с городом, селами, предприятиями и природными зонами, где участники физически передвигаются на спецтранспорте и полностью обеспечивают весь догоспитальный этап в норме и условиях ЧС.
Данное исследование описывает результаты опроса, проведенного среди стандартизированных пациентов регионального федерального аккредитационного центра. Опрос выявил основные трудности взаимодействия с аккредитуемыми, а также отразил изменения, происходившие на аккредитационной площадке в период с 2018 по 2024 годы. Анализ полученных данных позволит оптимизировать работу специалистов и разработать новые подходы к обучению будущих врачей.
Основными трендами высшего медицинского образования являются практикоориентированность, проблемный подход, иммерсивные технологии. Целью исследования явилась оценка эффективности использования виртуальной мультипрофильной клиники "Димедус" при проведении занятий по дисциплинам "Хирургические болезни у детей" и "Детская хирургия" у студентов, а также у ординаторов. Впервые в СибГМУ практические занятия проводились с использование клиники "Димедус". По результатам исследования выявлены положительное восприятие, польза и эффективность занятий с применением иммерсионных технологий.
Первичная аккредитация специалистов направлена на оценку клинических компетенций выпускников медицинских вузов. Наибольшее количество вопросов возникает при выполнении станции второго этапа аккредитации «Физикальное обследование пациента», на которой осуществляется рандомизированный выбор между обследованием дыхательной, сердечно-сосудистой систем и желудочно-кишечного тракта. Основные изменения в данной станции связанны с тем, что начиная с 2023 года, в связи с цифровизацией медицины произошло внедрение автоматизированной системы оценки заключений объективного исследования.
Особенности коммуникации при оказании экстренной и неотложной помощи детям остается неизученной проблемой во всем мире, требующей разработки обучающих программ с учетом особенностей работы в экстренной ситуации и с детьми и/или их законными представителями.
Цикл повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на базе Федерального аккредитационного центра ПГМУ был создан для формирования профессиональных компетенций обучающихся и трудовых функций педагогов. Для внедрения практических занятий в программы клинических дисциплин был использован стандартный имитационный модуль (СИМ), что становится обязательной основой образовательного процесса в ВУЗе. Анализ 106 СИМ показал использование симуляционного оборудования и выявил проблемы, которые являются основой дальнейшего развития курса.
В исследованиях отечественных авторов последних лет отмечена необходимость разработки и внедрения специальных инструментов обучения, способствующих развитию эмоциональных компетенций у медицинских работников, в том числе с использованием тренинговых, игровых и симуляционных технологий. Разработанная Настольная игра позволяет обеспечить формирование и развитие у участников компетенции «Управление отношениями и общение с заинтересованными сторонами» в соответствии с моделью компетенций управленческих кадров здравоохранения (Найговзина Н. Б., и др., 2022).
Стандартные операционные процедуры (СОП) — это документы, которые содержат поэтапные инструкции для выполнения той или иной процедуры (манипуляции). Несомненно, качество подготовки врачей должно отвечать требованиям системы здравоохранения с целью оказания медицинской помощи надлежащего качества. Одновременно, точное выполнение сестринских манипуляций в соответствии с СОПами является весьма актуальной задачей. В этом отношении, методика дебрифинга, используемая на занятиях в условиях симуляционного центра, способна улучшить имеющиеся навыки и знания студентов.
В повседневной работе врача-стоматолога нередко возникают ситуации, требующие оказания экстренной помощи по неотложным показаниям. По данным исследователей (Al-Turki O, Al-Hussyeen A, Al-Hammad N, Alhowaish L, Almaflehi N. Medical Emergencies In Dental Practice. J Dent Med Sci), неотложные медицинские ситуации на стоматологическом приеме возникают в среднем один раз в два года. Помимо того, в последние годы встречались смертельные случаи при оказании стоматологической помощи, что безусловно, актуализирует проблему.
С целью модернизации медицинского образования в Гродненском государственном медицинском университете в учебную программу медицинских университетов были включены методики с использованием современных симуляционных технологий. Одним из инновационных подходов к улучшению качества обучения студентов медицинских университетов является создание симуляционно-аттестационного центра.
Образование в области здравоохранения постоянно эволюционирует, и симуляционное обучение стало неотъемлемой частью подготовки медицинских специалистов. Гродненский государственный медицинский университет активно внедряет симуляционные методики, направленные на развитие практических навыков у студентов и врачей, способствуя повышению качества медицинского образования.
Министерство здравоохранения РФ в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации и в рамках национального проекта «Здоровье» с 2012 года проводит Клинико-Образовательный комплекс обучения «STROKE» во всех федеральных округах РФ.
Программа направлена на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в регионах России.
В мультидисциплинарной команде специалистов нишу обучения сестринскому уходу с элементами реабилитации занимает СОНКО Свято-Димитриевское Сестричество.
Разработка функционального тренажера, способного эффективно и точно позиционировать пациентов для рентгенологических исследований, улучшит качество рентгенологических снимков, снизит эффективную лучевую нагрузку на пациента, повысит уровень образования специалистов в области рентгенологии и повысит уровень оказываемой медицинской помощи населению. Создание базы данных с атласами укладки может быть использована медицинским персоналом для повышения своих профессиональных навыков и улучшения качества исследований. Улучшение точности позиционирования пациентов позволит достичь снижения эффективной лучевой нагрузки и повысит уровень диагностических результатов.
Медицинское образование ассоциируется с высоким уровнем академической нагрузки, ранним началом профессиональной деятельности, стрессовыми факторами, часто низкой медицинской активностью. Изучение факторов, определяющих состояние здоровья студентов вузов, является ключевым направлением повышения эффективности освоения практических навыков.
ISSN 2687-0037 (Online)