Preview

Виртуальные технологии в медицине

Расширенный поиск

Научно-практический журнал по виртуальным и симуляционным технологиям в медицинском образовании и клинической практике – единственный в мире журнал на русском языке, специализирующийся в этой области – создан в 2008 году.  Этот рецензируемый медицинский журнал, публикуемый ежеквартально, издается общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине», РОСОМЕД.  Основными темами, обсуждаемыми в данном печатном издании, являются: принципы, классификация, дидактические особенности симуляционных методик в подготовке кадров здравоохранения, их оценивании, тестировании, экзаменах, ОСКЭ в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации; проблемы дистанционного и виртуального обучения; разработка концепции, проектирование и оснащение и менеджмент симуляционно-аккредитационных учебных центров; применение симуляции в тестировании медицинского оборудования и фармакологических препаратов, помещений, логистических и лечебно-диагностических и иных клинических процессов; в рекрутинге и периодической аттестации персонала. Широко освещены в издании прикладные вопросы создания, валидации и внедрения фантомов, манекенов, роботов-симуляторов пациента, виртуальных симуляторов-тренажеров.  В журнале публикуются тезисы конференции и съезда РОСОМЕД, а также региональных конференций, посвященных вопросам симуляционного обучения в медицине.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

66-67 4
Аннотация

В повседневной жизни мы ежедневно используем искусственный интеллект — в онлайнкартах, голосовых помощниках, при заказе такси или переводе текстов. Да и в медицине всё больше рутинных процессов берут на себя компьютерные программы — интерпретация ЭКГ, анализ КТ-снимков, прогнозирование вспышек заболеваемости, расчёт дозировок и синтез новых лекарств.

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 
68-69 1
Аннотация

13–14 октября 2025 года в Москве состоится главное событие года в области симуляционного обучения в медицине на русскоязычном пространстве — XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации. РОСОМЕД-2025»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

70-81 25
Аннотация

В статье рассматривается применение технологий искусственного интеллекта для отработки и объективной оценки базовых навыков эндохирурга на симуляционной платформе БЭСТА-2.0. Представлены архитектура системы, алгоритмы технического зрения, этапы обучения нейросетей и результаты их применения. В ходе трёхэтапного исследования были достигнуты высокие показатели точности автоматической оценки (до 95% совпадения с экспертной), а также продемонстрирована высокая воспроизводимость результатов. Обсуждаются ключевые ограничения и пути их устранения. Автоматизация оценки эндохирургических навыков позволяет повысить доступность качественного обучения, разгрузить преподавателей и обеспечить немедленную обратную связь в масштабируемом формате. Работа подчёркивает перспективность дальнейшего внедрения ИИ в лапароскопический тренинг и подготовку хирургов в целом.

82-89 30
Аннотация

Работа посвящена роли симуляционного обучения при помощи манекенов и их эффективность в педиатрии. Было выбрано пять основных навыков, также был оценен уровень знаний и умений студентов «ДО» и «ПОСЛЕ» прохождения курса педиатрии в симуляционном центре. Отвечая на вопросы, указанные в опроснике, студенты оценивали себя на 0, 1, 2 балла. В результате анализа было установлено, что у студентов владение навыками менее развито, чем теоретические знания, а после курса у них повышаются теоретические знания и, самое главное, практические навыки. Существует статистически значимая разница между средней арифметической оценкой «ДО» и «ПОСЛЕ» прохождения курса.

90-98 12
Аннотация

Оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) происходит в условиях ограничения ресурсов и времени, сопровождается физическим и психоэмоциональным напряжением медицинского персонала. Наличие в зоне ЧС акушерской пациентки увеличивает нагрузку. В статье рассмотрен опыт разработки сценария и проведения масштабного межпрофессионального симуляционного тренинга по оказанию экстренной медицинской помощи и ведения внезапных родов в условиях ЧС для обучающихся по индивидуальному плану профессиональной переподготовки по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Полученные результаты позволят скорректировать образовательные мероприятия.

99-103 9
Аннотация

В статье представлены результаты начального этапа исследования, направленного на оценку осведомлённости и готовности студентов-медиков старших курсов к освоению FASTпротокола (Focused Assessment with Sonography for Trauma) в педиатрии. На основе анкетирования 127 студентов (русскоязычная и англоязычная группы) выявлены ключевые проблемы современного медицинского образования: низкий уровень практической подготовки, ограниченный доступ к симуляционным технологиям и значительные межкультурные различия в восприятии инновационных методов обучения. Установлено, что 86% студентов считают симуляционные тренинги необходимыми, однако лишь 12% вузов России обеспечены современным оборудованием. Англоязычные студенты демонстрируют в два раза большую готовность к практическому обучению, что связано с доступом к международным образовательным ресурсам. Результаты подчёркивают необходимость интеграции видеообучения, VR-технологий и клинических кейсов в учебные программы. Статья предлагает конкретные шаги для модернизации медицинского образования, включая создание национальной платформы с открытыми курсами и внедрение обязательных симуляционных модулей.

ОФИЦИАЛЬНО

 
104-168 7
Аннотация

Словарь по симуляции в здравоохранении (Healthcare Simulation Dictionary), третье издание, Международное общество симуляции в здравоохранении — 2025. Перевод на русский язык под ред. Горшкова М. Д. Москва: РОСОМЕД, 2025



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.