РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
В повседневной жизни мы ежедневно используем искусственный интеллект — в онлайнкартах, голосовых помощниках, при заказе такси или переводе текстов. Да и в медицине всё больше рутинных процессов берут на себя компьютерные программы — интерпретация ЭКГ, анализ КТ-снимков, прогнозирование вспышек заболеваемости, расчёт дозировок и синтез новых лекарств.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
13–14 октября 2025 года в Москве состоится главное событие года в области симуляционного обучения в медицине на русскоязычном пространстве — XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации. РОСОМЕД-2025»
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В статье рассматривается применение технологий искусственного интеллекта для отработки и объективной оценки базовых навыков эндохирурга на симуляционной платформе БЭСТА-2.0. Представлены архитектура системы, алгоритмы технического зрения, этапы обучения нейросетей и результаты их применения. В ходе трёхэтапного исследования были достигнуты высокие показатели точности автоматической оценки (до 95% совпадения с экспертной), а также продемонстрирована высокая воспроизводимость результатов. Обсуждаются ключевые ограничения и пути их устранения. Автоматизация оценки эндохирургических навыков позволяет повысить доступность качественного обучения, разгрузить преподавателей и обеспечить немедленную обратную связь в масштабируемом формате. Работа подчёркивает перспективность дальнейшего внедрения ИИ в лапароскопический тренинг и подготовку хирургов в целом.
Работа посвящена роли симуляционного обучения при помощи манекенов и их эффективность в педиатрии. Было выбрано пять основных навыков, также был оценен уровень знаний и умений студентов «ДО» и «ПОСЛЕ» прохождения курса педиатрии в симуляционном центре. Отвечая на вопросы, указанные в опроснике, студенты оценивали себя на 0, 1, 2 балла. В результате анализа было установлено, что у студентов владение навыками менее развито, чем теоретические знания, а после курса у них повышаются теоретические знания и, самое главное, практические навыки. Существует статистически значимая разница между средней арифметической оценкой «ДО» и «ПОСЛЕ» прохождения курса.
Оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) происходит в условиях ограничения ресурсов и времени, сопровождается физическим и психоэмоциональным напряжением медицинского персонала. Наличие в зоне ЧС акушерской пациентки увеличивает нагрузку. В статье рассмотрен опыт разработки сценария и проведения масштабного межпрофессионального симуляционного тренинга по оказанию экстренной медицинской помощи и ведения внезапных родов в условиях ЧС для обучающихся по индивидуальному плану профессиональной переподготовки по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Полученные результаты позволят скорректировать образовательные мероприятия.
В статье представлены результаты начального этапа исследования, направленного на оценку осведомлённости и готовности студентов-медиков старших курсов к освоению FASTпротокола (Focused Assessment with Sonography for Trauma) в педиатрии. На основе анкетирования 127 студентов (русскоязычная и англоязычная группы) выявлены ключевые проблемы современного медицинского образования: низкий уровень практической подготовки, ограниченный доступ к симуляционным технологиям и значительные межкультурные различия в восприятии инновационных методов обучения. Установлено, что 86% студентов считают симуляционные тренинги необходимыми, однако лишь 12% вузов России обеспечены современным оборудованием. Англоязычные студенты демонстрируют в два раза большую готовность к практическому обучению, что связано с доступом к международным образовательным ресурсам. Результаты подчёркивают необходимость интеграции видеообучения, VR-технологий и клинических кейсов в учебные программы. Статья предлагает конкретные шаги для модернизации медицинского образования, включая создание национальной платформы с открытыми курсами и внедрение обязательных симуляционных модулей.
ОФИЦИАЛЬНО
Словарь по симуляции в здравоохранении (Healthcare Simulation Dictionary), третье издание, Международное общество симуляции в здравоохранении — 2025. Перевод на русский язык под ред. Горшкова М. Д. Москва: РОСОМЕД, 2025
ISSN 2687-0037 (Online)