Взаимодействие с «трудным» пациентом: коммуникативный аспект
https://doi.org/10.46594/2687-0037-2024-4-1853
Аннотация
Данная статья посвящена изучению коммуникативного аспекта взаимодействия с «трудным» пациентом. Исследование включает в себя рассмотрение феномена «трудного» пациента в отечественной и зарубежной теории и практике, а также описывает результаты социологического опроса, проведенного среди медицинских работников, по вопросам взаимодействия с «трудными» пациентами. В дискуссионной части статьи описывается методология реализации коммуникативной стратегии «5A», призванной улучшить процесс и результаты общения с «трудным» пациентом.
Об авторах
Е. П. БогатиковаРоссия
Богатикова Евгения Павловна
г. Пермь
Ю. А. Кабирова
Россия
Кабирова Юлия Албартовна
г. Пермь
С. Л. Мишланова
Россия
Мишланова Светлана Леонидовна
г. Пермь
В. В. Рудин
Россия
Рудин Виктор Владимирович
г. Пермь
А. С. Нода
Россия
Нода Александр Сергеевич
г. Пермь
Список литературы
1. Афтаева Л. Н. Клинический случай длительной противовирусной терапии и «трудного» пациента с хроническим гепатитом С на фоне медленного вирусологического ответа // Вестник ПензГУ. 2023. № 1 (41). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskiy-sluchay-dlitelnoy-protivovirusnoyterapii-u-trudnogo-patsienta-s-hronicheskimgepatitom-s-na-fone-medlennogo (дата обращения: 08.05.2024).
2. Высоцкая Е. В. Формирование коммуникативных навыков студентов медицинского вуза с учётом их ценностных ориентаций // Редакционная коллегия / 2022. С. 262.
3. Гостеева О. В., Коваль Н. А. Акмеологическая модель развития профессиональной эмпатии медицинских работников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskaya-model-razvitiya-professionalnoyempatii-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 24.06.2024).
4. Давидов Д. Р., Москвичева А. С., Шубина Л. Б., Шикина И. Б. Проблемы коммуникации врача и пациента // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Т. 69, № 3. DOI 10.21045/2071-5021-2023-69-3-2
5. Дьяченко Е. В. Симулированный пациент или пациент-робот в обучении врачей профессиональному общению — единство противоположностей // Виртуальные технологии в медицине. 2021. № 3. С. 137–138.
6. Капенкин А. В. Портрет «трудного» пациента с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. 2021. С. 90.
7. Литвак М. Е. Психологическое айкидо: учебное пособие // Феникс. 2014. 219 с.
8. Киоркова Д. А., Пальникова Д. Д. Трансформация медицинского образования в цифровую эпоху: материалы XIV Общероссий ской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования — 2023» (Москва, 3–7 апреля 2023 года) / Москва: Сеченовский Университет, 2023. C. 202–203.
9. Мещерякова Т. В. Принцип уважения автономии пациента в различных культурных контекстах // Вестник ТГПУ. 2014. №7 (148). С. 45–52.
10. Рябухина П. С. Коммуникативная компетентность и комплаенс в стоматологической практике // Scien st (Russia). 2023. № 2. C. 201–206.
11. Сидорова Н. Ю. Коммуникативное поведение неравностатусных субъектов медицинского дискурса: на материале немецкого языка: дисс. ... канд. филолог. наук. Волгоград. 2008. 177 с.
12. Hardavella G, Aamli-Gaagnat A, Frille A, et al. Top ps to deal with challenging situa ons: doctor–pa ent interac ons. Breathe 2017; 13: 129–135.
13. Kreisman, Jerold J., and Hal Straus. I Hate You--Don’t Leave Me:: Understanding the Borderline Personality. Penguin, 2021.
14. Kurtz, S. M., & Silverman, J. D. (1996). The Calgary—Cambridge Referenced Observa on Guides: an aid to defi ning the curriculum and organizing the teaching in communica on training programmes. Medical education, 30(2), 83–89.
15. Naidorf, J. (2022). Changing how we think about diffi cult pa ents. The Journal of Medical Practice Management: MPM, 37(6), 288-291.
16. Rogers, Carl R. Client-centered therapy. Boston: Houghton-Miffl in, 1951, pp. 560. (1951). Journal of Clinical Psychology, 7(3), 294–295. DOI:10.1002/1097-4679(195107)7:33.0.co;2-o
17. Sanders, Jus n J., et al. «What is empathy? Oncology pa ent perspec ves on empathic clinician behaviors.» Cancer 127.22 (2021): 4258-4265.
18. Schuermeyer IN, Sieke E, Dickstein L, Falcone T, Franco K. Pa ents with challenging behaviors: Communica on strategies. Cleve Clin J Med. 2017 Jul;84(7):535-542. DOI: 10.3949/ccjm.84a.15130. PMID: 28696194.
19. Surchat, Caroline, et al. «Impact of physician empathy on pa ent outcomes: a gender analysis.» British Journal of General Practice 72.715 (2022): e99-e107.
20. Wang, Yanjiao, et al. «The eff ects of physicians’ communica on and empathy ability on physician–pa ent rela onship from physicians’ and pa ents’ per- spec ves.» Journal of clinical psychology in medical settings 29.4 (2022): 849-860.
21. Zhang, Xin, et al. «Physician empathy in doctor-pa ent communica on: A systema c review.» Health Communication39.5 (2024): 1027-1037.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Богатикова Е.П., Кабирова Ю.А., Мишланова С.Л., Рудин В.В., Нода А.С. Взаимодействие с «трудным» пациентом: коммуникативный аспект. Виртуальные технологии в медицине. 2024;1(4):343-349. https://doi.org/10.46594/2687-0037-2024-4-1853
For citation:
Bogatikova E., Kabirova Yu., Mishlanova S., Rudin V., Noda A. Interaction with a «Difficult» Patient: a Communicative Aspect. Virtual Technologies in Medicine. 2024;1(4):343-349. (In Russ.) https://doi.org/10.46594/2687-0037-2024-4-1853