Применение технологии виртуальной реальности для психологической реабилитации пациентов после повреждений головного мозга
https://doi.org/10.46594/2687-0037_2022_1_1413
Аннотация
Обширные исследования показывают, что виртуальная реальность (VR) улучшает когнитивные функции и имеет преимущества в физической реабилитации пациентов после повреждений головного мозга как травматического, так и нетравматического генеза. Однако все еще существует неопределенность в отношении практичности и эффективности виртуальной реальности в долгосрочной клинической практике. Исследование показало возможность применения технологии виртуальной реальности для улучшения психологического состояния пациентов с последствиями цереброваскулярных заболеваний.
Об авторах
В. С. СорокинаРоссия
Виктория Сергеевна Сорокина
г. Москва
Ю. Ю. Некрасова
Россия
Юлия Юрьевна Некрасова
г. Москва
М. В. Штерн
Россия
Марина Викторовна Штерн
г. Москва
Ю. А. Подольская
Россия
Юлия Андреевна Подольская
г. Москва
Алина Юрьевна Крючкова
Россия
Алина Юрьевна Крючкова
г. Москва
Список литературы
1. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. — 1973. — № 6. — С. 141–145.
2. Котельникова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности в системе психологической реабилитации пациентов с последствиями двигательных нарушений: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 14.03.11 / Котельникова Анастасия Владимировна; [Место защиты: Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы]. — Москва, 2021. — 47 с.
3. Некрасова Ю. Ю., Воронцова В. С., Канарский М. М., Прадхан П., Шуненков Д. А. Применение технологии виртуальной реальности в комплексной медицинской реабилитации // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека. VII Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых с международным участием. — Иваново, 2021. — С. 60–62.
4. Aida J., Chau B., Dunn J. Immersive virtual reality in traumatic brain injury rehabilitation: a literature review // NeuroRehabilitation. — 2018/ — 42(4):441–448.— DOI: 10.3233/NRE-172361.
5. Barman A., Chatterjee A., Bhide R. Cognitive impairment and rehabilitation strategies after traumatic brain injury // Indian Journal of Psychological Medicine. — 2016. — 38(3):172–181.— DOI: 10.4103/0253-7176.183086.
6. Chen S. H. A., Thomas J. D., Glueckauf R. L., Bracy O. L. The effectiveness of computer-assisted cognitive rehabilitation for persons with traumatic brain injury // Brain Injury. — 1997/ — 11(3):197–210. — DOI: 10.1080/026990597123647.
7. Coyle H., Traynor V., Solowij N. Computerized and virtual reality cognitive training for individuals at high risk of cognitive decline: systematic review of the literature // Am J Geriatr Psychiatry. — 2015. — 23:335–59.
8. Darekar A., McFadyen B. J., Lamontagne A., Fung J. J. Efficacy of virtual reality-based intervention on balance and mobility disorders post-stroke: a scoping review // Neuroeng Rehabil. — 2015 May, 10. — 12():46.
9. De Luca R., Leonardi S., Spadaro L., et al. Improving cognitive function in patients with stroke: can computerized training be the future? // Journal of Stroke and Cerebrovascular Diseases. — 2018. — 27(4):1055–1060. — DOI: 10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2017.11.008.
10. Folstein M. F., Folstein S. E., McHugh P. R. “Minimental state”. A practcal method for grading the cognitve state of patents for the clinician (англ.) // Journal of psychiatric research: journal. — 1975. — Vol. 12, N 3. — P. 189–198. — DOI:10.1016/0022-3956(75)90026-6. — PMID 1202204.
11. Galetto V., Sacco K. Neuroplastic changes induced by cognitive rehabilitation in traumatic brain injury: a review // Neurorehabilitation and Neural Repair. — 2017. — 31(9):800–813. — DOI: 10.1177/1545968317723748.
12. García-Betances R. I., Jiménez-Mixco V., Arredondo M. T., CabreraUmpiérrez M. F. Using virtual reality for cognitve training of the elderly // Am J Alzheimers Dis Other Demen. — 2015. — 30:49–54.
13. Jacoby M., Averbuch S., Sacher Y., Katz N., Weiss P. L., Kizony R. Effectveness of executve functons training within a virtual supermarket for adults with traumatc brain injury: a pilot study // IEEE Transactons on Neural Systems and Rehabilitaton Engineering. — 2013. — 21(2):182–190. — DOI: 10.1109/TNSRE.2012.2235184.
14. Laver K. E., Lange B., George S., Deutsch J. E., Saposnik G., Crotty M. Virtual reality for stroke rehabilitation // Cochrane Database Syst Rev. — 2017/ — Nov 20; 11():CD008349.
15. Lohse K. R., Hilderman C. G., Cheung K. L., Tatla S., Van der Loos H. F. Virtual reality therapy for adults poststroke: a systematc review and meta-analysis exploring virtual environments and commercial games in therapy // PLoS One. — 2014. — 9(3):e93318.
16. Maggio M. G., de Luca R., Maresca G., et al. Personal computer-based cognitve training in Parkinson’s disease: a case study // Psychogeriatrics. — 2018. — 18(5):427–429. — DOI: 10.1111/psyg.12333.
17. Maggio M. G., de Luca R., Molonia F., et al. Cognitiv rehabilitation in patients with traumatic brain injury: a narrative review on the emerging use of virtual reality // Journal of Clinical Neuroscience. — 2019. — 61:1–4. — DOI: 10.1016/j.jocn.2018.12.020.
18. Manera V., Chapoulie E., Bourgeois J., Guerchouche R., David R., Ondrej J. et al. A feasibility study with image-based rendered virtual reality in patents with mild cognitve impairment and dementa // PLoS One. — 2016. — 11:e0151487.
19. Manivannan S., Al-Amri M., Postans M., Westacot L. J., Gray W., Zaben M. The effectveness of virtual reality interventons for improvement of neurocognitve performance afer traumatc brain injury: a systematc review // The Journal of Head Trauma Rehabilitaton. — 2019. — 34(2):E52–E65. — DOI: 10.1097/HTR.0000000000000412.
20. Martnez-Moreno J. M., Sánchez-González P., Luna M., Roig T., Tormos J. M., Gómez E. J. Modelling ecological cognitve rehabilitaton therapies for building virtual environments in brain injury // Methods of Informaton in Medicine. — 2016. — 55(1):50–59. — DOI: 10.3414/ME15-01-0050.
21. Pietrzak E., Pullman S., McGuire A. Using virtual reality and videogames for traumatc brain injury rehabilitaton: a structured literature review // Games for Health Journal. — 2014. — 3(4):202–214. — DOI: 10.1089/g4h.2014.0013.
22. Robitaille N., Jackson P. L., Hébert L. J., et al. A Virtual Reality avatar interacton (VRai) platorm to assess residual executve dysfuncton in actve military personnel with previous mild traumatc brain injury: proof of concept // Disability and Rehabilitaton: Assistve Technology. — 2017. — 12(7):758–764. — DOI: 10.1080/17483107.2016.1229048.
23. Ruan Q., Yu Z., Chen M., Bao Z., Li J., He W. Cognitve frailty, a novel target for the preventon of elderly dependency // Ageing Res Rev. — 2015. — 20:1–10.
24. Zigmond, AS; Snaith, RP (1983). The hospital anxiety and depression scale // Acta Psychiatrica Scandinavica. — 67 (6): 361–370. — DOI:10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x. PMC 1339318. PMID 6880820.
Рецензия
Для цитирования:
Сорокина В.С., Некрасова Ю.Ю., Штерн М.В., Подольская Ю.А., Крючкова А.Ю. Применение технологии виртуальной реальности для психологической реабилитации пациентов после повреждений головного мозга. Виртуальные технологии в медицине. 2022;1(1):26-30. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2022_1_1413
For citation:
Sorokina V., Nekrasova J., Stern M., Podolskaya J., Kryuchkova A. Application of virtual reality technology for psychological rehabilitation of patients after brain injuries. Virtual Technologies in Medicine. 2022;1(1):26-30. (In Russ.) https://doi.org/10.46594/2687-0037_2022_1_1413